Титульная страница
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Титульная страница
Русская планета

У каждого свой Воршуд

Фото: Константин Златогорский
Корреспондент «Русской планеты» выяснял, где и как до сих пор поклоняются удмуртским богам
Константин Златогорский
19 марта, 2014 17:09
11 мин
Хотя процесс постепенного присоединения удмуртских земель к России был окончен много веков назад (450-летие добровольного вхождения Удмуртии в состав России праздновалось в 2008 году), православные миссионеры начали деятельность на Вятской земле лишь в середине XVIII века. Корреспондент «Русской планеты» узнавал, где и в каком виде сохранилась удмуртская этническая религия, где скрывались приверженцы удмуртских языческих культов, не желающие принимать крещение, и какие черты современные жители Удмуртии унаследовали от своих нехристианских предков.
Чтобы узнать и увидеть своими глазами, чем жили удмурты в дохристианские времена, я отправляюсь в «Архитектурно-этнографический музей-заповедник Лудорвай», который находится в 12 км к югу от Ижевска. Примерно через полчаса пути на горизонте вырастают живописные деревянные постройки. Меня встречает сотрудница музея Оксана Делидон.
– Наш музейный комплекс под открытым небом включает в себя усадьбу центральных удмуртов, усадьбу южных удмуртов, русский сектор, ветряную мельницу и множество других интересных экспонатов, — рассказывает она. — Одна усадьба имеет целый набор построек: дом, клеть, навес, амбар, хлев, семейное святилище и прочее.
– Неужели и у удмуртов были ветряные мельницы? — удивляюсь я. — У меня они как-то больше ассоциируются с Западной Европой.
– Мнение о том, что только в Европе использовали энергию ветра, ошибочно, — говорит Оксана. — Ветряные мельницы были распространенным явлением как в Удмуртии, так и в России в целом.
Но сейчас меня интересует не это: я прошу своего гида показать мне языческое святилище. Куала — так называют его удмурты — располагается во дворе усадьбы. С виду это обычный бревенчатый дом небольшого размера без окон и потолка. Строение имеет двускатную крышу, глиняный пол, в центре — сложенный из камней открытый очаг, дым от которого выходит в щель между скатами крыши. Над очагом подвешен котел.
– Главными святынями куалы считались очаг с надочажным устройством и «воршудный короб», — Оксана указывает на небольшой короб, стоящий на полке под потолком. — В нем хранятся беличья шкурка, хвост рябчика и несколько перьев тетерева. Именно в этом коробе, по удмуртским представлениям, и обитал дух-покровитель рода Воршуд (в переводе с удм. «Хранитель счастья» — Примеч. авт.). Каждый род имел своего собственного Воршуда, культ Воршуда неразрывно связан с культом предков.
– Каким же образом этот очаг и котелок использовались для языческих ритуалов?
– Для совершения моления удмурты приносили жертвы Воршуду: в куале пекли блины, пироги, иногда закалывали утку или гуся, после чего часть ели, часть сжигали в очаге святилища. Воршуда просили о семейном благополучии, здоровье и удаче. В куале проводили до 70 молений в год, отмечая важные события в жизни семьи, а весной, летом и ранней осенью ее использовали как летнюю кухню.
– А кого еще, помимо Воршуда, можно выделить из удмуртского пантеона богов?
– У наших предков было множество богов, причем в разных местностях преклонялись различным богам. Верховным божеством удмуртской языческой религии традиционно считается Инмар — бог неба. Также многие исследователи выделяют «верховную триаду божеств»: это Инмар, бог неба, Куазь, бог воздушного пространства между небом и землей, и Кылдысин, бог земли. Службы им проводились либо в больших поселковых святилищах, либо в лесах. Языческие моления неразрывно связаны с подношениями божествам даров и жертвоприношением: от блинов и пирогов до коров и лошадей. Дары и жертвы Инмару сжигались на костре: таким образом их отправляли на небо. Подношения Куазю подвешивали на деревья, а подношения Кылдысину, соответственно, закапывались в землю. Помимо «верховной триады» следует выделить Луда — повелителя всех злых духов. Но он не является аналогом христианского дьявола, он обрушивает несчастья на совершающих плохие дела людей.
Это может показаться невероятным, но и по сей день сохранились места, где Инмар, Куазь и Кылдысин по-прежнему являются объектами поклонения. Краеведы отмечают, что во времена христианизации удмурты, не желавшие отказываться от своей веры, целыми родами бежали за пределы своих традиционных мест обитания. Они образовывали новые поселения вдали от больших городов и старались жить обособленно от внешнего мира. В результате чего до наших дней сохранились удмуртские селения за пределами Удмуртии, в которых нет и никогда не было христианских церквей, а основной религией до сих пор является язычество (деревня «Варклед-Бодья» Агрызского района Татарстана и несколько деревень в Башкортостане).
Уроженец одной из таких деревень, выпускник Удмуртского республиканского колледжа культуры Александр Садретдинов согласился ответить на вопросы «Русской планеты».
– Александр, расскажите о месте, откуда вы родом?
– Я родом из деревни Малая Бальзюга (в переводе с удмуртского «Красивое место» или «красивая поляна». — Примеч. авт.), Башкортостан. Эта удмуртская деревня находится в Татышлинском районе на самом севере республики. Население — около 250 человек. Наши предки бежали в эти места, чтобы избежать принудительного крещения и сохранить свою культуру и этническую религию.
– И как? Это им удалось?
– Можно однозначно ответить, что да. Жители нашей деревни по-прежнему празднуют языческие праздники, приносят жертвы нашим удмуртским богам и чтут древние традиции. Что касается языка, то у нас разговаривают исключительно на удмуртском.
– Как же вы освоили русский?
– Говорить по-русски меня учили радио и телевизор. Понятное дело, что первое время после того, как я приехал в Ижевск на учебу, было очень сложно: я не понимал смысл русских фраз и не всегда мог правильно выразить свои мысли. Однако со временем я освоился, и теперь русский язык для меня — уже не проблема.
– Расскажите, когда ваши предки заселили территорию, где проживают по сегодняшний день.
– Сказать сложно. К примеру, несколько лет назад мы праздновали 150-летие нашей деревни. Но это не означает, что удмурты начали обживать те места лишь 150 лет назад. В еще более ранние времена здесь уже существовало несколько этнических поселений, и, переселяясь в башкирские земли, основатели нашего селения знали, что удмурты уже обжили эти края. В нашей округе находятся еще несколько удмуртских языческих деревень, в которых, как и в нашей, совершают моления удмуртским божествам и неукоснительно соблюдают родные обычаи.
– Какие обычаи чтут ваши сородичи?
– Молятся у нас в основном Инмару. На окраине деревни стоит большое святилище, где в основном и проходят моления. Конечно, по обыкновению они не обходятся без жертвоприношений: в жертву приносят по большей части старых овец. Службу ведет верховный жрец, который пользуется в селе особым уважением. Моления могут быть приурочены ко дням равноденствия, к окончанию посевных работ, к окончанию сбора урожая и иным знаковым датам. Взывая к Инмару, жрец просит об урожайности земли, благоприятной погоде и мире в округе.
Что же касается обычаев, то, наверное, каждый житель носит при себе оберег, защищающий от злых духов. Все знаковые события жизни человека: рождение, свадьба, похороны и т.п. сопровождаются традиционными обрядами. К примеру, когда человек умирает, его нельзя хоронить, пока все родственники не приедут и не попрощаются с усопшим. Хоронят умершего не ранее чем через три дня после смерти. На похоронах все присутствующие по очереди говорят что-нибудь хорошее об умершем. После этого все вместе садятся за стол и едят обязательно рисовую кашу с маслом из животного жира.
– Вы выросли среди удмуртов-язычников, сейчас живете среди удмуртов-православных. Можете ли вы назвать какие-либо отличительные черты ваших сородичей от удмуртов-христиан?
– Единственное, что я могу назвать — это диалект. Первое время мне было очень сложно понимать местный удмуртский, ведь в наречии наших мест много слов татарского и башкирского происхождения. В целом же, удмурты — добродушный, отзывчивый и открытый народ и сложно найти кардинальные различия между удмуртами разных религий. Можно лишь отметить, что удмурты-язычники о своей религии вряд ли будут говорить с иноверцами, скорее будут замкнуты и закрыты.
О том, какие черты современному жителю Удмуртии достались от предка-язычника, корреспондент «Русской планеты» поговорил с удмуртским этнографом, научным сотрудником Национального музея Удмуртской Республики имени Кузебая Герда Марией Калмыковой.
– Следы удмуртского язычества сложно отыскать в городах республики, где подавляющее большинство населения составляют русские, а городские удмурты в высокой степени являются обрусевшими, — рассказывает Мария. — Отголоски древней религии прежде всего можно найти в удмуртских деревнях и селах, в частности, в повседневной речи коренных жителей. В их речи часто можно услышать междометие «Остэ, Инмар» (удмуртское обращение к Инмару, что-то типа русского «Боже мой»). Во многих деревнях именем Инмар уже называют не удмуртское верховное божество, а христианского Бога.
По словам этнографа, своим трепетным отношением к миру природы современные жители удмуртских сел так же обязаны языческому прошлому: согласно мифологии удмуртов, природа — это духовный мир, все ее объекты и явления одухотворены. К примеру, удмуртская традиция спрашивать разрешения у духов природы перед входом в лес — исключительно языческий обычай. Часто можно встретить двоеверие (религиозный синкретизм), когда одновременно почитается и христианский Бог, и языческие божества и духи. Среди удмуртов широко распространены различные заговоры, наговоры, суеверия, предания и обереги, из чего можно сделать вывод о глубокой архаичности сознания современного удмурта.
– Отголоски языческих культов до сих пор всплывают в сознании современных удмуртов, — заключает Мария. — Отношусь к этому сугубо положительно и надеюсь, что это явление поможет удмуртам сохранить национальную идентичность.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ