Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

И как потом с этим жить

Фото: Сергей Бобылев, ИТАР-ТАСС
Корреспондент «Русской планеты» выясняла, почему удмуртские студенты разочаровываются в выбранных специальностях
Дарья Соловьева
29 января, 2014 18:30
10 мин
У тысяч выпускников школ, а затем и вузов возникают проблемы с выбором профессии. Получив одну специальность, они работают по другой, а потом все равно страдают от неверного выбора. В итоге многие ненавидят свою работу, а вместе с ней и весь белый свет. Корреспондент «Русской планеты» выясняла, почему так получается и можно ли этого избежать.
После школы выпускники берут курс на ближайшее будущее практически наобум. Ответ на вопрос о том, почему они выбрали тот или иной факультет, обычно начинается так: «мама сказала», «за компанию с друзьями», «прошел по баллам ЕГЭ». Стоит ли говорить, что о будущей профессии такие абитуриенты имеют расплывчатые представления. Вот и выходит, что люди несколько лет напрасно «протирают штаны» на лекциях.
Анатолий Галиханов, журналист: «В детстве я грезил работой кассира. Интересы были меркантильными: я был уверен, что все деньги, попавшие в руки кассира, оседают навсегда в его кармане. Потом меня начали манить космические дали, но с этой мечтой пришлось расстаться: родители отвели меня в добровольно-принудительном порядке сначала в художку, а потом в архитектурный класс. На факультет архитектуры я поступил тоже по наставлению папы-архитектора. Первое время меня буквально выворачивало только от одной мысли, что мне придется всю жизнь заниматься этим делом. От скуки я начал ходить в театральный кружок. Там «заболел» музыкой. Я создал свою группу, объездил с ней пол-Европы.
Потом мне захотелось стабильности. Начал искать снова. Вспомнил, что мне всегда легко давалось писать и сочинять. Я пришел в местную редакцию, где меня приняли в ряды журналистов.
Сейчас я понимаю, что мой поиск затянулся по той причине, что я шел на поводу у родителей вместо того, чтобы послушать себя и начать думать своими мозгами. Хотя дело, конечно, не только в этом. В школе у меня и моих сверстников были размазанные представления о том, кем вообще можно стать в жизни. Было бы не плохо, если сегодня в школах появился бы предмет о мире профессий. Эти знания помогли бы сориентироваться школьникам, а потом студентам, если те вдруг поняли, что поступили не туда».
Но даже если школьник имеет представления о профессиях, выбрать свою в 16-17 лет ему невероятно сложно. Это одна из причин, почему за рубежом учатся гораздо дольше, чем в России. В заморских странах школьнику дают время повзрослеть и «включить голову».
Луиза Салимова, педагог: «Личность, не сформировавшаяся до конца, не может понять, что ей на самом деле нужно. Тем более что в школе не существует инструментов, которые бы могли помочь ему сделать этот жизненно важный выбор. Вот и мне не хватило времени определиться с будущей профессией. Сначала я думала, что стану дизайнером. Потом поняла, что не смогу рисовать и фантазировать на заказ. Родители настояли на том, чтобы я поступила в техническое учебное заведение. Так я оказалась в Монтажном техникуме, где получила странную для девочки специальность сантехника.
Только по окончании техникума я смогла сделать осознанный выбор. Теперь я учусь на педагога. И мне это безумно нравится».
В школах учат физике, химии и еще много чему, но не тому, как и где можно применить эти знания на практике. Ориентирования на профессию практически не существует. Если не считать тестов, которые зачитывают в конце учебного года в 9 и в 11 классах.
Семен Семенов, предприниматель: «У школьников все очень запутано в головах. Редко кто в 16 лет знает, кем он станет в будущем. Так называемая профориентация в школах устарела. Тестов, которые пару раз проводят на занятиях, недостаточно. К окончанию школы я только сумел понять, что мне нравятся иностранные языки. Поступил на факультет удмуртской филологии, где преподавали еще и английский. По окончании вуза я осознал, что не хочу просто учить детей и получать за это копейки. Я записался на курсы предпринимателей. Там мне помогли с идеей до бизнеса. Сейчас у меня свое кафе и театральная студия. Проблема школы и вузов в том, что там не дают экономических знаний, не учат продавать навыки и умения. Выращивают из людей тряпичных кукол, не способных сделать выбор, и жалуются, что они какие-то неактивные».
Все чаще свежевыпущенные специалисты слышат от своих работодателей: забудьте про то, чему вас учили. А про диплом вообще редко кто спрашивает. К удивлению выпускников, вузовская теория и практика в реальности оказываются далеки друг от друга. Растерянные выпускники закидывают «корочки» в дальний ящик и отправляются на поиски новой профессии.
Елена Соловьева, маркетолог: «В 11 классе я решила, что стану психологом. Начала активно заниматься, посещала подготовительные курсы в университете. И без проблем поступила в выбранный вуз. Только к концу обучения я поняла, что представляет собой моя профессия. Побывав в шкуре психолога, ощутила, как для меня тяжело абстрагироваться от проблем, с которыми ко мне приходят люди. Когда получила корочку, поняла, что хочу освоить еще одну профессию. Решила попробовать себя в роли маркетолога. Получилось. Я убеждена, что вузам стоит пересмотреть свою систему и выводить своих студентов на практику не раз в год, как это чаще всего бывает, а хотя бы раз в полгода. Ведь первое, о чем спрашивает работодатель — это стаж, а не теория».
В результате по окончании вуза на рынок труда выходят две армии специалистов. Первые считают, что «работать нужно по привычке, только чтобы не думать». А вторые за то, что «жизнь дает три радости: друга, любовь и работу». Такие студенты считают, что если ты еще не нашел себя, то найти нужно обязательно.
Костантин Никитин, актер: «Я решил поступать после 9-го класса, чтобы не оставаться деревне и зацепиться в городе. Родители поставили ультиматум: или ты будешь врачом, или военным. Я подумал, что второе престижнее. И поступил в лицей с кадетским уклоном. Первое время я терпел, а потом начал паниковать: «что же я наделал?» Но бросать обучение не стал, чтобы не расстраивать родителей. Меня спас случай. Я попал в молодежную общественную организацию «Шунды». Вот там и началась веселая жизнь: я пел, танцевал, вел различные мероприятия. А потом мне повезло второй раз: в тот год, когда я оканчивал лицей, начался набор в Щепкинское училище. В Удмуртии объявили кастинг. Меня приняли. 5 лет я познавал работу актера, а теперь работаю в Национальном театре. Я безумно рад тому, что нашел себя. Не смущает даже маленькая зарплата начинающего артиста. Я уверен, что если заниматься любимым делом и быть высококлассным специалистом, можно зарабатывать гораздо больше, чем человек, который выбрал работу не по душе из-за денег, а теперь люто ненавидит ее».
Так что же делать, чтобы студенты учились там, где надо?
Михаил Черемных, директор Гуманитарного лицея Ижевска: «Школе нужна срочная перестройка. Прежняя система устарела. Она не учитывает, что все дети разные и что у них разные замыслы и перспективы. Наше образование до сих пор исходит из функции школы как “камеры хранения” детей, пока их родители на работе.
Это приводит к тому, что ребята в 9-м классе даже не начинают задумываться о профессии. А в 11-м не могут выстроить свою образовательную траекторию таким образом, чтобы в дальнейшем состояться в профессиональном плане.
Чтобы этого не происходило, нужно выстраивать старшую школу как старт карьеры. Нужно помочь ученику составить свой будущий образ: кем он будет, какая зарплата его ждет, чем он будет отличаться от конкурентов. Один из механизмов, которым позволяет это сделать эффективно — тьюторство, то есть выстраивание индивидуального маршрута образования подростка, которое сориентировано на карьерное будущее. Знания в этом случае уже не самоцель, а практический инструмент, который можно применить в окружающем мире. Так выбор будущей специальности и, соответственно, вуза становится осознанным.
Но нельзя сказать, что риск работы не по специальности снимается совсем. В вузах должно быть достаточное ресурсное обеспечение образовательной карьерной программы, в том числе совмещение теории и реальной практики в том месте, куда человек стремился попасть со школьной скамьи. Только тогда проблема неосознанного выбора профессии исчезнет».
Лариса Хамзина, педагог-психолог Лицея № 30 Ижевска, член Ассоциации профориентаторов Удмуртии: «Профориентация ребенка — это очень серьезно. Но, к сожалению, в школах ей уделяется мало внимания. Поэтому многие выпускники в растерянности переступают пороги школ, не понимая, что же делать дальше. Чаще всего цель бывает одна: поступить куда-нибудь, а там посмотрим.
Надо признать, что прежние методики ориентирования ученика на будущее устарели. Согласно новому закону об образовании, идет переориентация школ с получения теоретических знаний учеником, на его умение добывать знания самостоятельно и ставить цели. Учителя с этой точки зрения больше не источники информации, а менеджеры, организаторы учебного процесса. Возможности ученика в этом случае расширяются, учитываются его индивидуальные стороны: интересы ребенка, направленность его интеллекта и личностные качества. Такая методика уже показала положительные результаты в нашем лицее.
Профориентация должна измениться еще и по той причине, что постоянно меняется рынок труда. Нужно обсуждать со школьниками изменения на рынке. Иначе мы всегда будем готовить их к профессиям вчерашнего дня».
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ