Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

«После наших спектаклей увеличивались надои»

Кукольная галерея. Фото: Надежда Рысьева / «Русская планета»

Заслуженный актер кукольного театра объяснил, почему посвятил своей профессии полвека

Надежда Рысьева
7 октября, 2015 16:07
11 мин
Ижевский кукольный театр ставил представления и в период Великой Отечественной войны, и в девяностые. В разное время на его сцене появлялись политическая сатира для взрослых и чудесные сказки для детей, сейчас это одно из главных культурных заведений города для любой публики. «Русская планета» поговорила с Александром Федоровичем Перевозчиковым — известным кукольником, заслуженным артистом РФ, актером Государственного театра кукол Удмуртии, о судьбе Ижевского кукольного театра, ижевских театралах и о магической профпригодности самых страшных кукол.
– С чего начинался кукольный театр?
– Появился театр кукол как театр не для детей — обличительные, саркастические, с политической подоплекой спектакли собирали именно взрослых зрителей. В давние времена театр кукол остро чувствовал ритм жизни и был крепко переплетен с общественными событиями. Советская власть поняла, какой мощный потенциал есть у кукольных театров. Поэтому в 1917 году был издан указ о создании государственных театров. С этого момента в общественной интерпретации кукольный театр стал детским.
– Когда ижевчане увидели первый кукольный спектакль?
– Первое представление было весной 1935 года. Через несколько лет началась война. Мужчины ушли на войну, и, как всегда в России, тяжесть военных лет пала на женщин. Именно отважным трудолюбивым женщинам, не предавшим нежно любимое ими искусство, мы обязаны жизнью театра. В войну на Сенном рынке стоял балаганчик, и среди оживленной толпы играли в куклы. В день ставили по восемь спектаклей. Удивительно. Знаете, одно и то же произносить каждый день, иногда не по разу — настоящее безумие. Странно, когда понимаешь, что вся история театра укладывается в несколько строк печатного текста. Как и вся жизнь, впрочем.
– А где находилось пристанище театра кукол?
– Долгое время Ижевский кукольный находился при самых разных детских воспитательных учреждениях, не имея собственной сцены. Я пришел в театр под конец мытарств актеров. Знаете круглый фонтан здесь, на Центральной площади? Именно там, напротив только что построенного кинотеатра «Россия», рядом с бараками и грудой мусора, сыграл свой первый спектакль. Собственное здание у театра появилось в 1980 году. Наши предшественники, пройдя тернистый путь, грезили о собственной сцене, но ушли из жизни, так и не дождавшись ее. В 1981 году оставшиеся уже были глубокими стариками.
В разные годы в спектаклях театра были задействованы всевозможные системы кукол: куклы «черного кабинета», все виды тростевых кукол, плоские, паркетные, перчаточные, куклы-маски. Чуть позже, по моему мнению, мастерство кукловождения не только в удмуртском кукольном, но и в других театрах страны, отошло на второй план.
– В семидесятые годы произошла смена поколений. «Образцовщина» (С.В. Образцов — великий кукольник, режиссер кукольного театра, театральный деятель — Примеч. авт.) сменилась «Королевщиной» (М.М. Королев — профессор, кукольник — Примеч. авт.). Артисты перестали быть просто кукловодами. Стало больше спектаклей, где артисты начали играть «в открытую» без ширмы. Репертуар изобиловал философскими, драматическими постановками, с этого момента режиссеры погружали зрителя в таинственный и глубокий мир, поселяя в сердцах людей смятение.
Государственный театр кукол Удмуртской республики. Фото: Надежда Рысьева / «Русская планета»
С 70-х годов элемент кукловождения стал уходить. На передний план выдвинулась сама кукла как носитель символа. Я бы сказал, пришел «дикий Запад». Театр кукол старой школы был иного характера. Те актеры настолько наловчились водить имеющиеся перчаточные и тростевые куклы, что каждое движение, жест, поворот были отточены до идеала. Репертуар развлекал, то есть, приходя в театр, дети созерцали сказку, чудо, если хотите. А мы ставим драматические спектакли, вытесняя легкие, веселые. Думаю, ошибочно нагружать детскую психику так обильно, как это делается сейчас. Ребенок научится мыслить философски и познакомится с тайнами мироздания, взрослея, а мы все разом хотим выплеснуть. Очевидно для меня, настоящего ретрограда, все-таки ближе и лучше в кукольном сама кукла, — говорит Перевозчиков.
– То есть, по-вашему, кукольный театр — это развлекательное зрелище? Или может быть искусство инструментом воспитания?
– Думаю, верны оба варианта. Приходя в театр, дети ждут чуда — тогда это развлечение. Но кукольный — и особый вид искусства с уникальными, безграничными выразительными возможностями. Ну, и так повелось еще с советских времен, что в любом спектакле присутствует воспитательный момент, своеобразные размышления о ценностях, добре и зле, дружбе, любви.
– Кого из мастеров можете назвать главным учителем? Или вы самоучка?
– Меня взяли в театр, потому что, как всегда, не хватало мужчин. Платили совершенные копейки. Когда семья, дети, надо было думать не только о духовном, но и о материальном, потому мужчины покидали театр. А я дико хотел стать артистом. Я набрел на театральный, после того как меня, шестнадцатилетнего художественного руководителя колхозного клуба, отправили в культпросветучилище. После в газете «Удмуртская правда» появилось громкое объявление: «Театр кукол объявляет набор на вакантные должности артистов». Дальше было поступление. Пробы были точно такими же, как обычно рассказывают удавшиеся и неудавшиеся актеры. Не будем об этом. Повторюсь, нужны были мальчики. Поэтому брали практически всех. А среди наставников сложно выделить кого-то, все участвовали в обучении нового актера игре с куклами.
– Поступающие вместе с вами до сих пор играют в театре?
– Многие уходили из театра, понимая, что приличного заработка не будет. А я был из деревни, мне все было интересно. А особенно то, у какого же станка — токарного или столярного, — меня поставят. Так и остался. В деревне удивляются моей работе. Там все представляют, что петь, плясать на сцене может каждый. Мне говорили: «Я понимаю, что ты поешь, танцуешь, не объясняй». И продолжали — «Работаешь-то где?» (смеется).
– Что вы отвечаете?
– Пытаюсь объяснить, что выступление на сцене — тоже труд. Порой тяжелее, чем физический. Сколько в свое время дорог объездили... Мы же безвылазно колесили по республике. Случались и смешные вещи. Нас попросили выступить на ферме, чтобы повысить надои. Мы должны были выступать перед доярками в пять утра и, извините за слово, «возбуждать» хороший настрой, активность в течение всего дня. Вспоминаешь — до жути смешно. И, знаете, наши руководители говорили: после нас увеличиваются надои, доярки шустрее дергают вымя (смеется). Хоть плачь, хоть смейся, как говорится. Но ведь это было, ведь было!
– Выехали бы сейчас в район?
– Здоровье не то. А тогда… Дороги были жуткими, кочка на кочке, ухаб на ухабе, настоящее месиво из глины. Это сейчас более-менее появились асфальтированные дороги. Подолгу стояли труппой посреди поля, стараясь вытолкать свой автобус из колеи. В итоге приходилось идти в ближайший населенный пункт за тяжелой техникой. Сейчас дороги получше. Выезжая куда-либо, думаю, куда же это повезли меня. Когда сидишь в шикарной машине, ям не чувствуется, да и то ворчишь на водителя: «Не мешки везешь».
Александр Перевозчиков. Фото: Надежда Рысьева / «Русская планета»
– Долго продолжались кукольные путешествия по Удмуртии?
– Закончили с колхозно-совхозным житьем еще в 90-х годах. Именно тогда все стало переходить на денежные отношения. Мы пытались выезжать и так. Но смотришь — ребенок хочет идти, а у семьи денег нет. В итоге спектакль смотрят около десяти человек. Перестали ездить.
– Александр Федорович, не хотелось ли вам играть в другом театре, скажем, русском драматическом, национальном? Или за пределами республики?
– Я порой задумываюсь об этом. На черта я так долго здесь? Уже 46 лет, шутка ли. Некоторые так долго, сколько я в театре, и не живут. Ведь была как-то возможность остаться в Москве. Я устроился, в театре приняли хорошо. Но хватило меня всего лишь на три дня. Представляете? Потом мне так плохо стало. Думаю, ладно, убегу-ка я отсюда, пока не поздно. Взял котомку и уехал.
– Но почему?
– Мобильных телефонов не было, сразу не позвонишь семье, друзьям. Не проведаешь, дом далеко. Жена с дочкой дома остались. Малышке всего три года. К тому же на тот период меня достаточно хорошо знали на местном телевидении, радио — выступал в удмуртских передачах. А здесь, думаю, что, все заново начинать? Да и не полюбил я Москву, не люблю и сейчас. Кстати, директор ижевского кукольного, где работаю по сей день, как мне кажется, понимал, что надолго я не уеду. Потому и оставил мою трудовую книжку в Ижевске, объяснив, что жена посылкой позже отправит.
– Как вам кажется, любят ли сегодня ижевчане кукольный театр?
– К счастью, у нас есть страшные любители. Если судить по взрослым зрителям. Принимается на ура «Академия смеха», любили «Принцессу Турандот», «Шута Балакирева». Что касается детей с родителями, залы зачастую полные. Чтобы зацепить внимание самых маленьких, нужны особенные спектакли.
– Сложно ли играть перед детьми?
– Ребенок, к сожалению, все «съедает». Дело не столько в мастерстве кукловождения. С детьми главное — увлекаешь ты их в свой сказочный мир или нет. Сейчас созданы все условия для нас, артистов. Свой собственный сказочный дом. Все есть, только твори. Но нет, бывает, что спектакли не идут, ставятся без огня. Почему иногда один и тот же спектакль воспринимается на «ах», а на следующий день ставится нудно и скучно? Необъяснимо, но и такое случается.
– Может быть, все дело в кукле? Бывает, что кукла не слушается актера?
– Конечно. Кукла не приспособлена к жизни в театре, потому невозможно в нее вдохнуть определенный смысл, характер, это совершенно пустая трата времени. Парадокс нашего театра в том, что чем страшнее кукла, тем она интереснее смотрится. И, наоборот, чем она прекраснее, тем безнадежнее для театра.
– В чем заключается миссия кукловода?
– Мастер делает куклы как будто по одной схеме, чертежу. Но все равно они отличаются одна от другой. Актеру, кукловоду приходится искать и вдыхать в куклу жизнь, приспосабливаться к ней, улавливая мельчайшие нюансы в ее движении, повороте, жесте. Делать так, чтобы это получалось, как говорится, кукловодительно и кукложительно. Мне кажется, что актер кукольного театра — профессия великая. Ведь нам по силам действительно неординарное — оживлять мертвое. И когда получается, это самое настоящее чудо. Считай, что ты Бог. Почти.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ