Новости – Общество
Общество
Хотели, как в Ницце, получилось, как в Ижевске
Фото: Юрий Белинский / ТАСС
Какой видят будущую набережную жители столицы Удмуртии
8 сентября, 2015 11:37
12 мин
В конце августа на набережной Ижевского пруда появился ларек с вывеской «Шаурма», который тут же привлек к себе внимание активных горожан: в интернете начался сбор подписей с требованием убрать или перенести сооружение. По мнению создателя петиции Льва Ватлина, «будка» с надписью «Шаурма» не вписывается в общий пейзаж местности и противоречит идее здорового образа жизни, поскольку «многие выбирают набережную именно как место для занятия спортом». В администрации города ситуацию прояснили, не дожидаясь, пока количество подписей дойдет до необходимой тысячи.
– Ларек с шаурмой — это эксперимент, и по дизайну он должен быть другим. У нас есть много просьб от горожан, чтобы на набережной была точка общепита. Много желающих поставить ларек на площадь, но на конкурс на набережную заявился только один человек. Зимой ларька не будет, а летом снова пройдет конкурс, — заявили представители городских властей.
Сбор подписей прекратился, но история с «Шаурмой» обнажила более серьезную проблему: реконструированная набережная открылась в 2011 году, однако с тех пор на ней так и не появилось подобающей инфраструктуры, а сфера общепита представлена лишь парой точек с мороженым и кофе. Более того, оказалось, что некоторые развлечения далеко не безопасны. Так, 5 августа пуля из тира, расположенного на набережной, попала в ухо проходящей мимо девочки.
По мнению Юлии Гулаковой, председателя общественного Градсовета, повышенное внимание к этой территории вполне закономерно: набережная как знаковое место города требует осмысленного наполнения.
– Никто не спорит с тем, что полумертвое пространство, каким сегодня является набережная, необходимо оживлять. Здесь могут быть размещены музейные кварталы, фестивальные и концертные площадки и дополняющие их заведения общепита, спортивные и развлекательные объекты. В то же время мы говорим о набережной как о визитной карточке города, даже региона, поэтому подход должен быть соответствующим. Для таких территорий необходимо прежде всего четко определиться с концепцией, стилистикой и правилами застройки местности, а потом принимать решения о размещении каких-либо объектов. Иначе лицо города, наша красивая, реконструированная набережная, рискует превратиться в рынок или барахолку. Когда речь идет о подобных местах, нужен взвешенный, цивилизованных подход. К разработке концепции необходимо привлекать не только представителей бизнеса и городских властей, но и экспертов и, конечно же, общественность.
РП спросила горожан, какой, по их мнению, должна быть идеальная набережная Ижевского пруда.
Алексей Соломатин, руководитель багетной мастерской, блогер:
– Наша набережная не доведена до ума, отсюда все проблемы, связанные с ней. Хорошо бы заменить металлический забор, который отделяет одну, реконструированную, часть территории от другой, где вечные лужи и грязь, решить вопрос с трубопроводом с оголенными трубами, которые проходят над частью набережной. Для нас, ижевчан, они не кажутся чем-то из ряда вон выходящим: мы привыкли видеть этот некрасивый трубопровод всегда. Но туристам это бросается в глаза. Совсем ни к чему на набережной скульптуры из металлолома, которых каждый год там становится все больше и которые до того агрессивные, что пугают детей (например, вооруженный мышиный король). Набережная должна стать местом для семейного отдыха. Вместо ларьков с фастфудом нужно поставить летние кафе с хорошим ассортиментом блюд и красивым оформлением. Если единственно возможным вариантом мебели будет пластиковая, то пусть этот пластик будет эстетичным и приятным и не выглядит дешево. Для детей нужно построить небольшую игровую зону с безопасным настилом — вроде такой, которая стоит на перекрестке улиц Пушкинской и Кирова. Кроме того, в целях той же детской безопасности было бы идеально ограничить движение велосипедистов, например, можно «поднять» велосипедную разметку чуть выше, тем самым отделив спокойную пешеходную зону от спортивной.
Антон Власов, архитектор:
– Сегодня архитектурного стиля набережной как такового нет, набором малых форм сложно добиться какого-либо эффекта. Основной эффект от набережной — это ее природно-ландшафтные данные. Можно сказать, что стиль набережной пейзажный. Одно из самых удачных решений — это, безусловно, хороший, качественный газон на склоне, на котором могут отдыхать жители города. Минус — это незавершенность во всем, в продолжении набережной, в неотреставрированных исторических зданиях. Первое, что должно появиться на набережной — это ее продолжение, так как в нынешнем виде она выглядит неполноценно. Во-первых, она достаточно короткая, для того чтобы горожане специально направлялись к ней, поэтому люди строят такие маршруты, в которых набережная является лишь частью их прогулки. Во-вторых, набережная находится в зоне биоклиматического дискомфорта в зимнее время, и проводить там время зимой люди избегают. В-третьих, из-за особенностей ландшафта практически отсутствует возможность наполнения объектами обслуживания населения, поэтому полноценной зоной отдыха она пока быть не может. У набережной есть потенциал лишь в более длинном виде, в таком, в каком она была исторически — от плотины до пляжа. Таким образом, набережная обретет четкое функциональное зонирование, получит якорные ориентиры, к которым будут двигаться пешеходы. Сейчас объекты общепита могут быть только в виде мобильных павильонов, потому что капитальные постройки в этой части набережной невозможны, поэтому, скорее всего, это могут быть только объекты быстрого питания. Отсюда вытекает другая проблема: ларьки неизбежно испортят нынешний вид этого отрезка набережной. Все объекты общепита должны находиться в следующей очереди строительства набережной, как раз там, где рельеф более спокойный. Если говорить об архитектурном стиле, то если в первой очереди набережной сложился архитектурный ансамбль исторических зданий, то в ее продолжении возможно появление более современных зданий и малых архитектурных форм. Учитывая в будущем большую протяженность, необходимо разнообразить набережную архитектурными стилями, плавно переходящими из одного в другой. Так или иначе, чтобы набережная стала притягательной территорией, нужно наполнять ее событиями — устраивать фестивали, проводить праздники, приглашать творческих людей. Еще одним важным решением должно стать определение назначения существующих исторических зданий. Устройство культурного центра в стенах пивоваренного завода Бодалева, как показывает практика в больших городах, вполне хорошая и актуальная идея.
Олег Кузелин, путешественник:
– Моя мечта — увидеть музей в главном корпусе «Ижмаша». Это очень ценное здание постройки начала XIX века и то самое место, где ижевчане и гости Ижевска смогут познакомиться с историей города-завода. Было бы здорово поставить спортивные снаряды, территория набережной это позволяет. Более того, крутой склон идеально подходит для скалодрома — не нужно специально что-то возводить, местность сама располагает к занятиям спортом. То же самое касается и пруда. Зимой можно очистить от снега какую-то его часть и организовать бесплатный каток, как это было раньше, в прошлом веке. И, наконец, хорошо, что на набережной начали появляться заведения общепита. Пусть даже «Шаурма». В таких туристических центрах, как Канны, Ницца, Марсель или Санкт-Петербург многочисленные лавки с фастфудом — норма. Нельзя забывать, что по набережной прогуливаются люди с разным уровнем достатка, так пусть будет выбор и пусть он не ограничивается исключительно национальными удмуртскими блюдами, как этого хотели создатели петиции. Пусть наряду с перепечами и шаурмой будут чебуреки, пицца, бургеры и многое другое, ведь количество рождает качество.
Александр Старков, менеджер культурных проектов:
– Для кого предназначена наша набережная? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, для кого построен Ижевск. Есть мнение, что Ижевск — город не для людей, а для тех, кто работает на заводе. В сознании тех, кто когда-то создал город, это разные категории. Поэтому у нас неудобная центральная площадь, нет пешеходных улиц, и когда мы хотим построить набережную как в Ницце, она получается как в Ижевске. Но потенциал у нее, безусловно, есть. Не стоит забывать, что, говоря о набережной, мы подразумеваем не только ее отремонтированную часть, но и ту, что находится за металлическим забором. Она тоже используется горожанами, которые по-прежнему любят прогуливаться по набережной от центра города до парка им. Кирова. Поэтому хочется видеть набережную цельной: реконструированная часть должна плавно, а не через дырку в заборе, перетекать в старую. Для велосипедистов можно создать 60-километровый маршрут вокруг Ижевского пруда. Чтобы выехать утром и вернуться только вечером, а по дороге зайти куда-то перекусить. На набережной должно быть, чем заняться, кроме того, чтобы приехать туда на машине и включить громкую музыку. Пусть появляются ларьки, где будут продавать ту же шаурму, фалафель, салаты, кофе, чай. Но лучше, если без какой-либо вывески: люди сами туда придут и посмотрят, что там есть. Можно задействовать Воложку, сделать там хорошую фестивальную площадку: на набережной в центре это не совсем удобно из-за ветра и слепящего солнца. Зато есть возможность организовать маленькие площадки для уличных музыкантов, для этого нужно установить розетки, чтобы музыкантам было к чему подключиться. Зимой набережная также должна быть задействована. Когда я был школьником, мы по пруду пешком ходили до Металлурга, это был традиционный ежегодный поход. Сейчас можно сделать бесплатный каток на пруду или кататься на собачьих упряжках. Радует, что воплощаются интересные проекты, как, например, фестиваль металлических скульптур. Эти арт-объекты — своеобразный культурный код Ижевска и доказательство того, что частные инициативы выходят на общегородской уровень и воспринимаются городскими властями всерьез. Развитие набережной сегодня — это нормальный естественный процесс. Не администрация должна думать о судьбе этой территории. Задача властей ограничивается тем, чтобы не чинить препятствий интересным проектам и создавать условия для малого бизнеса и общественных инициатив.
Алексей Шкляев, сотрудник Музея Ижевска:
– В прошлом году Музей Ижевска совместно с историками, искусствоведами и культурологами создал свою концепцию развития целого музейного квартала, посвященного истории города и расположенного в его исторической части — на набережной. Притом в понимании Музея Ижевска набережная не ограничивается обновленным отрезком, она больше не только в длину, но и в ширину. Согласно концепции, предполагается, что музейный квартал будет состоять из трех зон: Генеральского дома с усадебной частью Летнего сада, пешеходной зоны на улице Милиционной и пивомедоваренного завода Бодалева. Хотелось бы, чтобы Генеральский дом стал своеобразным музеем-клубом, современным культурным центром, а не местом консервации наследия. Ожидается, что рядом с Генеральским домом будет оранжерея, конюшня, погреб, которые когда-то были в усадьбе. В Летнем саду — площадка для традиционных аттракционов и игр. Планируется, что пешеходная зона на Милиционной будет включать в себя деревянные тротуары, полицейские будки, шлагбаумы. Возможно, удастся восстановить деревянные дома на набережной. Условное название этой зоны — Рабочая слобода. И, наконец, на заводе Бодалева хотелось бы организовать музей-пивоварню с пивным рестораном и музей современной истории Ижевска, который будет прежде всего показывать быт горожан. В общем, на набережной должен получиться средовой музей оружейного города-завода — первый в России. Эта концепция в прошлом году была внесена в реестр инвестпроектов Удмуртии, но до проектных изысканий дело пока не дошло. В целом исторические памятники и территории будут учтены в новом генплане города, который сейчас готовит компания из Санкт-Петербурга.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости