Новости – Общество
Общество
Сахарный город
В арт-пространстве «Сахар» можно купить дизайнерские вещи. Фото: Алина Кабанова // «Русская планета»
«Русская планета» обсудила культуру Ижевска с создателями уникального арт-пространства
19 июня, 2015 16:49
10 мин
На доме номер 22 по улице Советской, куда совсем недавно переехало арт-пространство «Сахар», пока нет вывески. Несмотря на это, у входа в здание толпятся молодые люди: через несколько минут в «Сахаре» начнется концерт — один из многих, ставших уже традиционными, концертов по средам. Среди завсегдатаев арт-пространства даже возникло отдельное понятие для обозначения таких еженедельных музыкальных встреч: «Среда в “Сахаре”». Пока в светлой, просторной комнате с большими окнами репетируют музыканты, здесь же в поисках чего-то необычного ходят покупатели. Сегодня «Сахар» сочетает в себе музыкальный салон, магазин виниловых пластинок и дизайнерскую лавку.
Раньше «Сахар» занимал второй этаж старинного купеческого дома на улице Горького. По словам владельцев арт-пространства, переезд на Советскую продиктован желанием быть ближе к людям: теперь «Сахар» занимает часть первого этажа здания и располагается в районе, где ижевчане любят пройтись пешком.
Арт-пространство открылось в апреле прошлого года. За это время оно успело стать центром притяжения горожан, неравнодушных к современной городской культуре и ощущающих себя ее частью. Основатели «Сахара» ижевчанки Ирина Загребина и Дарали Лели (Алена Петрова) познакомились в 2007 году в Будапеште (обе там учились), но идея арт-пространства родилась уже в Ижевске и, по словам Ирины, стала своего рода рефлексией, переосмыслением того, что они видели в Европе.
Ирина придумывает и шьет кожаные сумки, а у Дарали можно найти дизайнерскую удмуртскую одежду, аксессуары, сувениры, книги и прессу на удмуртском языке.
– Я восемь лет жила в Венгрии, в Будапеште, – рассказывает Ирина. – Там же я занялась сумками, но это занятие приносило небольшие деньги: мне приходилось платить за мастерскую и съемную квартиру, да и, честно говоря, шила я тогда не очень хорошо. Вернувшись в Ижевск, я даже успела поработать в одной крупной компании, но продержавшись четыре месяца, ушла оттуда. Начала обставлять мастерскую, поехала в Киров и купила 20 кг кожи. Когда мы только открывались, задача, которая перед нами стояла, заключалась в том, чтобы ижевский дизайн, который существовал только в интернет-среде, перенести в реальную жизнь. У нас в городе никогда не было такого места, где можно было бы показать достойные продукты ручной работы. Конечно, это можно продолжать делать посредством интернета, но в какой-то момент там становится тесно: одно дело, когда покупатель приобретает товар, очаровавшись харизмой дизайнера, другое — когда перед покупкой вещь можно увидеть вживую, и она способна говорить сама за себя. Городская культура возникает тогда, когда ты выходишь на улицу. В общежитии университета, где я училась, однажды произошел такой показательный случай: директор отключил Интернет, чтобы первокурсники не сидели в комнатах, а выходили на улицу, знакомились и общались друг с другом.
Ирина Загребина. Фото из социальной сети «Вконтакте».
Ирина Загребина. Фото из социальной сети «Вконтакте».
Дарали признается: с открытием «Сахара» произошло некое отмирание мечты, а ее место заняли бизнес-идеи.
– Для меня было большим удивлением обнаружить, что это дело не может оставаться на уровне хобби — надо работать. И арт-пространство нужно окупать, каждый месяц платить аренду. Вместе с тем мне, как человеку, которому когда-то внушили, что продвигать удмуртскую культуру — дело принципа, на котором нельзя заработать, было приятно испытать обратное.
Однако «Сахар» нельзя считать полем для исключительно коммерческой деятельности: за прошедший год в арт-пространстве состоялась масса мероприятий, среди них фестиваль удмуртской моды «Эльныл», презентации сборников удмуртских поэтов, творческие встречи, не считая регулярных концертов и показов кино.
Появление «Сахара» — лишь одно звено в целом ряде перемен в современной городской культуре. По словам девушек, ижевское творчество становится все популярнее: например, фестиваль «Открытый город», ежегодно организуемый промо-группой «Культпросвет» — показатель того, что уникальный внутренний продукт становится доступным и востребованным среди горожан. На масштабных городских мероприятиях люди танцуют под музыку ижевских исполнителей, а не приглашенных эстрадных звезд.
– Еще пару-тройку лет назад Ижевск существовал по большей части в контексте идей, а сейчас очень много реализованных проектов. Например, проект удмуртских опен-эйров в то время был лишь мечтой, а сегодня это реальность, причем она кажется обыденной и восторга уже не вызывает, — рассуждает Дарали. — За последний кризисный год в Ижевске вообще появилось много новых мест, взять ту же Советскую улицу: в плане создания городской среды она превратилась в бизнес-площадку для стартаперов, в плане потребления городской культуры — в место для думающей молодежи. К нам в «Сахар» приходят подростки, и это всегда очень умные, красивые люди, которые, даже если ничего не покупают, просят почитать журналы, смотрят на вещи, как на музейные экспонаты, при этом так интеллигентно себя ведут! Из достойных элементов городской среды я бы выделила бесплатный wi-fi во многих общественных местах, особенно в центре. Нам определенно повезло с рестораторами, я на днях вернулась из Сыктывкара и сделала приятное наблюдение: наш общепит гораздо разнообразнее и качественнее, чем там. Кроме того, за последний год огромный скачок сделала акция по раздельному сбору мусора «Разделяйка». Успешность и периодичность этой акции говорит о том, что у горожан повысился уровень сознательности и ответственности.
Дарали Лели. Фото из социальной сети «Вконтакте».
Дарали Лели. Фото из социальной сети «Вконтакте».
– Ижевск занял третье место в России после Москвы и Санкт-Петербурга по количеству людей, которые пользуются велосипедом. Я вижу, как мои друзья пересаживаются на велосипеды, и мне кажется, что это такой же тренд Ижевска, как, например, тот факт, что жители Пешта никогда не платят за проезд, в общественном транспорте они ездят зайцем. Другое дело, что в Будапеште прекрасный транспорт, а, находясь в ижевском автобусе или трамвае, ты перестаешь уважать себя: тебе некомфортно и душно, и ты сто раз подумаешь, прежде чем надеть юбку. Возможно, это одна из причин популярности велосипедов в нашем городе.
По мнению Дарали, проблема таких городов, как Ижевск, заключается в том, что в определенные места ходят одни и те же люди:
– В какой-то момент у нас стало модно открывать антикафе: такое чувство, что кто-то уцепился за вторичную идею и поверил в нее. В итоге мы наблюдаем, что в эти антикафе всегда ходят все те же люди, а выйти на общегородской уровень, охватив более широкую аудиторию, невероятно сложно. И эта тусовочность всячески стимулируется объектами, казалось бы, массовой культуры: многие так и не сумели попасть на праздник в честь юбилея Чайковского. Хотя фестиваль «На родине Чайковского» был грандиозным, ценители музыки не попали на концерт либо потому, что все билеты были отданы «своим», либо из-за космической цены оставшихся билетов. Так или иначе, горожане вынуждены сами заботиться о своем досуге. Другое дело, что очень многие люди-двигатели культуры уезжают из Ижевска в более крупные города и за границу, потому что понимают: чтобы реализовать свои идеи здесь, нужно работать гораздо больше, чем в столицах. Такое чувство, что наш Ижевск — перевалочный пункт. У меня много знакомых, которые говорят: «Я не чувствую, что Ижевск стал мне родным». Но нужно что-то сделать, чтобы он стал таким. Я бы сказала, неформальный девиз Ижевска звучит так: «Хочешь праздник — сделай сам».
Но самостоятельность иногда оказывается тормозом в развитии. Ирина Загребина рассказывает, что для того, чтобы выйти на новый уровень, необходима помощь городских властей, которые в свою очередь не видят в этом смысла.
– Я узнала, что в «Арт-резиденции», которая курируется Управлением по делам молодежи администрации Ижевска, сдаются площадки для творческих людей. Я обратилась туда и столкнулась с тем, что мне отказали, потому что я представляю коммерческую организацию. Властям очень хочется развивать современную культуру, но они не готовы ни делать это как надо, ни перенимать опыт других регионов. В близлежащих городах — Перми, Казани, Екатеринбурге — проходят интереснейшие мероприятия, выставки, маркеты. В этих городах есть четкая, звенящая городская культура, город равно бренд. Пусть где-то, например, в Перми, он создается несколько искусственно — это неважно, главное, что он работает. В идеале при назывании города должен возникать конкретный образ, связанный с местом. А когда нам пытаются внушить, что в городе самое главное — это люди, это говорит о том, что город не очень привлекательный. Концентрированность на людях — это конечный пункт. В городе должно быть, на что посмотреть и куда сходить.
В Нижегородской области есть замечательный промышленный город Выкса с населением 50 тыс. человек. Это центр российского стрит-арта, который возник как результат целевой программы муниципальных властей по прекращению оттока населения. Свою задачу администрация видела в том, чтобы молодежи было за что любить свой город. Пять лет назад там появился фестиваль «Арт-Овраг» — фестиваль новой городской культуры, включающий в себя современный театр, танец, изобразительное искусство, дизайн и многие другие направления современного искусства. Весь год город ждет этого фестиваля. К жителям Выксы приезжают лучшие специалисты: художники, культурные менеджеры, артисты, ди-джеи, спортсмены… Это тот пример, как инициатива сверху может изменить культурный климат в городе до неузнаваемости.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости