Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

«Простое, обыденное слово “йырси”»

Фото из личного архива Петра Захарова

Писатель Петр Захаров — о мифопоэтическом удмуртском языке и о том, когда ждать прорыва национальной литературы

Алена Кабанова
25 августа, 2015 15:46
10 мин
Петр Захаров — поэт, драматург и прозаик, главный редактор удмуртского молодежного журнала «Инвожо» — возглавил Союз писателей Удмуртии в октябре прошлого года. «Русской планете» он рассказывает о проблемах и перспективах современной удмуртской литературы, а также об особом мифопоэтическом удмуртском языке.
– Петр Михайлович, как можно охарактеризовать современное состояние удмуртской литературы?
Прежде всего, нужно определить, что такое удмуртская литература. Это литература только на удмуртском языке или вся литература, которая создается в Удмуртии? В любом случае, если говорить об удмуртской литературе в самом широком смысле, сейчас период кажущегося затишья. Я знаю, многие писатели работают. Но к выходу в свет их произведения, по всей видимости, еще не готовы. Или писатели ждут подходящего момента и определенного контекста, чтобы предстать во всей красе, но позже, или дело во времени, которое ставит новые задачи и высвечивает некоторые огрехи в этих произведениях.
Сейчас все очень быстро меняется — время такое. Сотовые телефоны, компьютеры, интернет, социальные сети — и мы уже путаем миры. Некоторые вообще не выходят из виртуального мира. В свою очередь, это дает огромный объем материала, который и разрабатывают писатели.
У нас сейчас затишье перед бурей. Если честно, я думаю, в ближайшие 10 лет стоит ждать очередного прорыва удмуртской литературы. Тем более что он уже напрашивается — в последний раз новые течения были еще в 1990-е годы.
– Вы имеете в виду этнофутуризм? (Этнофутуризм (от греческого ethnos — «народ, племя» и латинского futurum — «будущее») — идейно-мировоззренческая система, которая строится на синтезе традиционной и авангардной культур. Главная идея этнофутуризма заключается в том, чтобы вызвать к жизни этническую культуру, актуализировать народное искусство, поместив его в условия современности. В эстетике этнофутуризма написаны поэтические сборники Петра Захарова «Вож выж» (2001), Алексея Арзамасова «Инкуае» (2004), роман Сергея Матвеева «Чорыглэсь лушкам кылбуранъёс» (2005), — Примеч. авт)
– Да, назовем это так. Не все критики признают справедливость этого термина: понятие возникло с подачи эстонцев, и кто-то считает, что эстонцы просто пошутили, а в России восприняли эту шутку всерьез. Еще говорят, что 90-е не ознаменовали новое направление в литературе, а лишь завершили уход от искусства соцреализма. Наверняка литературоведение более точно охарактеризует этот период, но позже.
Тем не менее, тогда, в 90-е, прослеживалось четкое сочетание авангардизма с одной стороны и мифологического сознания — с другой. Старое содержание в новой форме. Провозгласив себя этнофутуристами, мы фактически прорубили окно в Европу. О себе могу с уверенностью сказать, что я сильно изменился после поездки в Европу. Вместо гниющего западного капитализма, о котором нам говорили при СССР, мы увидели прекрасные страны, где было все по-иному, чистые улицы, прекрасную архитектуру и высокую культуру, в которой было принято любить человека, уважать его интеллект и религиозную принадлежность.
Но сейчас становится понятно, что этнофутуризм был действительно искусственно насажденной концепцией. Он в некотором смысле усыпил бдительность молодых удмуртских писателей и художников, я думаю, в результате мы что-то потеряли, потому что модное направление заставляло играть по своим четким правилам, войти в определенную колею. Некоторые до сих пор с нее не свернули. В теории этнофутуризм оказался привлекательнее, чем на практике.
Но нельзя работать на стыке двух направлений. Этника в искусстве и так самодостаточна. Этническая составляющая завораживает тогда, когда она живет на своих парусах, своем океане и своих ветрах. Да и постмодернизм требует особой логики. То, что на стыке, не совсем понятно, но красиво. Например двуязычные стихотворения молодого удмуртского поэта Богдана Анфиногенова.
Фото: Юрий Белинский/ ТАСС
Из-за этнофутуризма молодая литература 1990-х годов отошла от очень нужных классических направлений: исчезли поэты-песенники, поэты-барды, поэтому песни, которые мы слышим сегодня, ужасно непрофессиональные. Сильно пострадали детская поэзия, детская проза, детская драматургия, которые по уровню развития остались где-то в 1970-х. Исчезла литература для подростков.
– Что изменилось в литературе за последние годы?
Если в те же 90-е был расцвет публицистики и журналистики, люди искали правду и хотели создавать общество, в котором живут, то сейчас журналистика, а за ней и литература строятся, прежде всего, на экспрессии. Главное средство воздействия на читателя сегодня — эпатаж, и литература тоже подчиняется этому правилу.
Скажем, посредством чудовищно безнравственных мыслеформ, псевдопоступков героев произведений Владимира Сорокина к читателю возвращается утерянная нравственность. Другое дело, что эпатаж подобной силы в современной удмуртской литературе мы пока не видим. Нет «пощечины общественному вкусу». Я бы, например, не стал называть провокационными произведения молодых, которые пишут на русском языке, вплетая в текст удмуртские слова, и наоборот. Подобное было придумано давно: народные песни, сатирическая литература. Лично я не сторонник подобной литературы. Я не считаю, что это сохраняет и развивает удмуртский язык.
Но такая литература тоже имеет право на существование, ее можно подогнать под этнофутуризм или еще под какие-либо красивые теории.
Вообще, как мне кажется, литература Удмуртии развивается по сценарию русской. Так же, как и в общероссийской тенденции, у нас есть русскоязычные писатели в жанре фантастики и фэнтези, причем довольно популярные, их книги выходят в столичных издательствах. Надо отдать должное молодым: у них огромный интерес к поэзии, причем к интеллектуальной и нравственной. В новой литературе Удмуртии появились своеобразные формы, способы подачи материала. В этой области мне интересны поэты Михаил Федотов, Энвиль Касимов, Лариса Орехова, Алексей Арзамазов, Олег Совин. Это хорошая литература.
– Есть ли идейное противостояние между молодыми и зрелыми удмуртскими писателями, между идейными течениями?
– Явного противостояния, конечно, нет. Дело в том, что и начинающих, и опытных писателей качает из стороны в сторону. Писатель, который не меняется — это мертвый писатель, а при жизни все подвержены переменам. Удмуртскую литературу можно представить как сообщающиеся сосуды. В одном сосуде реакционная литература, в другом — авангардная. В зависимости от времени давление на содержимое этих сосудов различно. В итоге часть жидкости перетекает из одного сосуда в другой. Так же и с литературой. Если какому-то направлению уделяется слишком много внимания, происходит движение в другой сосуд. И этот процесс не прекращается, разве что замедляется.
Старая литература исчезает: ушли из жизни Петр Чернов, Владимир Самсонов, Алексей Ермолаев, Егор Загребин, Кирилл Ломагин, Гай Сабитов, Герман Ходырев, Николай Байтеряков, Зоя Богомолова, Олег Поскребышев, Петр Поздеев и многие другие. Поэтому на освободившиеся места претендуют те, кто раньше отождествлял себя с прогрессивной литературой.
– Как обстоят дела с драматургией? Если судить по национальному театру, складывается ощущение, что есть один-единственный штатный драматург и только ему доверено писать пьесы, а войти в театр со стороны очень сложно.
– В литературно-художественном журнале «Урал», который издается в Екатеринбурге, главным редактором работает Олег Богаев — драматург, один из учеников Николая Коляды. Ученики Коляды сегодня пишут для всей России. А у нас в Удмуртии никогда не было драматургической школы — ни формальной, ни неформальной. И никогда не было конкретной, современной драматургии, поэтому режиссеры обращаются к писателям с просьбой написать на свободную тему — «что-нибудь».
Наш театр как будто живет не сегодняшним днем и не знает, что сейчас время заказов. В итоге там ставят старые пьесы или инсценируют прозу и жалуются на то, что современной драматургии нет. Но это беда театра, а не драматургии, потому что драматургов тоже надо готовить, как было, например, в 1930-е годы с Игнатием Гавриловым, который выучился в ГИТИСе и пьесы которого до сих пор ставятся в театре.
Сколько человек состоит в удмуртском отделении Союза писателей России? По некоторым данным, в Удмуртии действует одно из крупнейших региональных писательских объединений.
– 100 человек. Это большая цифра. Нужно понимать, что среди этих 100 человек далеко не все пишут на удмуртском языке. А тем, кто пишет, крупно повезло: удмуртский язык совершенно особенный, мифопоэтический. Например простое, обыденное слово «йырси» (в переводе с удмуртского — «волос») происходит от «йыр» (голова) и «си» (луч солнца). Значит, волосы у удмуртов — это лучи, исходящие от головы. Ничего не нужно сочинять, удмуртский язык настолько метафоризирован, что не нуждается в дополнительных средствах художественной выразительности. Задача литературы — раскрыть эти метафоры, актуализировать некогда заложенные нашими предками смыслы.
В чем вы видите главную функцию Союза писателей Удмуртии?
– Сложность состоит в том, что союз не финансируется, поэтому возможности ограничены. Но мне как председателю хотелось бы в первую очередь наладить контакты писателей и общества. Союз писателей в идеале может по-новому сформироваться как профессиональный союз, взаимодействовать с масс-медиа, заявлять о себе, встречаться с людьми. Но ни в коем случае не заниматься воспитанием авторов — литературный процесс не должен загоняться в рамки какого бы то ни было профессионального объединения.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ