Новости – Общество
Общество
«Игрушки, воспитывающие маленькую женщину»
Фото: Надежда Рысьева / «Русская планета»
Специалист по авторской кукле рассказала, как следит за изменениями в обществе
24 ноября, 2015 17:54
7 мин
Страстный ценитель авторской художественной куклы Елена Лебедева стала первооткрывателем кукольного искусства в Удмуртии. Сегодня работы художницы украшают частные коллекции российских и зарубежных ценителей. Кроме того, ее имя вошло во второй том книги «Самые красивые куклы мира», на страницах которой рассказывается о лучших создателях авторских кукол со всего света. Автор и координатор международного проекта «Куклы музея» Елена Лебедева рассказала «Русской планете» об атмосфере в семье великого композитора П. И. Чайковского, способствовавшей становлению его таланта, о современной игровой кукле как отражении настроений социума и о том, почему Удмуртия не менее экзотична, чем земли племен майя.
Мастерская Елены находится в одной из комнат обычной ижевской квартиры. Именно здесь, в светлом, просторном помещении автор создает свои удивительные шедевры. На полу у окна сохнут формы кукол для нового проекта, рядом стоит современная печь для обжига фарфора, в углу — новые изделия.
– Существует мнение, будто все кукольники в куклы играют, — смеется Елена. — Полный абсурд. Исходя из этой логики, в строители идут бездомные, в повара — голодные. У меня было прекрасное детство, полно всяких игрушек. Мое увлечение куклами не игра — скорее работа, любовь, призвание.
Авторская кукольная история России началась с конца 90-х годов. Словно подчинившись общему импульсу, многие взялись за создание кукол. Открылась галерея «Вахтановъ» Ирины Мызиной, где начали экспонироваться авторские, коллекционные куклы лучших художников мира. Тогда пришла в кукольный мир и Елена Лебедева.
– Много лет я занималась рекламой, но реклама — дело молодых. Когда в компанию приходит «толстая тетка» сорока лет с любой, даже самой интересной концепцией, все думают, что ничего путного она не предложит.
– Странное мнение.
– Да, но проблема существует. В тот момент пришло осознание того, что пора меняться. В лохматых 90-х я действительно нашла дело всей жизни. Когда я ездила в Москву на выставку рекламы, в соседнем павильоне случайно обнаружила итальянскую экспозицию. Среди различных прелестных вещей, которых в советской жизни не было, я увидела авторские изящные фарфоровые куклы в костюмах итальянских провинций. Какой у меня был шок. «Невероятные и невозможные», — подумала я тогда. Затем кое-какое время искала информацию о куклах, года 3–4 покупала их. И остановилась, твердо решив изготавливать их.
Последние лет десять мы работаем с дочерью. В итоге она из начинающего мастера, маленькой девочки выросла в профессионала. Я собираю куклу, отшиваю костюм, а вышивкой, кружевами, бисером занимается она, я не парюсь по этому поводу.
Хранить готовые куклы дома Елена не любит. По стечению обстоятельств, три куклы остались из прошлого проекта:
– Я художник, профессионал, который зарабатывает созданием кукол. С удовольствием отдаю куклы, радуюсь, когда в новом доме они начинают жить своей интересной жизнью, — рассказывает собеседница, показывая Снегурочку и Деда Мороза.
Эти оставшиеся куклы — часть проекта, посвященного творчеству великого композитора Петра Ильича Чайковского. Проект «Музыкальный вечер в доме Чайковских» был создан художницами в честь 200-летия со дня рождения матери композитора П. Чайковского — Александры Андреевны. Благодаря их труду и желанию, скрупулезно, до мельчайших деталей была воссоздана атмосфера дома Чайковских.
Елена Лебедева. Фото: Надежда Рысьева / «Русская планета»
– Маленький мальчик Петя Чайковский. Все, что он унес во взрослую жизнь, зародилось и впиталось им в детстве. К слову, дом Чайковских в Воткинске был своеобразным культурным центром, собирающим образованных, продвинутых людей Воткинска, гостей из столицы. Музыкальный вечер, показанный на выставке, — наверное, единственное статусное мероприятие, на котором был виден социальный срез общества. Среди персонажей — гувернантка Петра Ильича — Фанни Дюрбах, старшая сестра — Зинаида Ильинична, крестная мать Чайковского, конечно, отец Илья Петрович и мать Александра Андреевна. Куклы, изображающей самого Петра Ильича, в проекте нет, потому что тогда ему было всего четыре.
– Что вас заставило остановиться именно на этих персонажах из окружения Петра Ильича?
– Мы выбрали данных персонажей, чтобы показать людей разного статуса, звания, социальной принадлежности и так далее. Из собранной информации взяли наиболее характерные, интересные детали из костюмов и свели их в коллекционную вещь. Главное, здесь показаны люди, которые любили и воспитывали маленького Петра, создавая необходимую творческую атмосферу. Чуть больше года, а именно 368 дней, ушло на создание всех экспонатов выставки. В среднем одна кукла делается месяц. Поскольку это коллекция, то к ней требования особые: сначала сделали модели, затем формы, тела, далее парики и одежда. Когда мы начали разбираться, выяснилось столько удивительных вещей, которые сегодня по разным причинам забыты. Время летит, многое переходит в плоскость истории и незаслуженно забывается.
У Елены есть сокровенная мечта. Несколько лет она раздумывает об открытии музея современной игровой куклы. Основа экспозиции — тысяча кукол одного столетия (с 1915 по 2015 год).
– В общем-то, начало положено: есть небольшая коллекция современной игровой куклы в 50–60 экземпляров, но нет помещения (какие-то несчастные 100 м2) и финансирования, — признается автор кукол. — Почему именно массовые изделия разных годов? Потому что со временем меняется эстетическое представление людей. Объект эстетики — это отражение, причем не моды, а социального настроения. Именно в этом плане интересна тиражная кукла повседневного спроса, которая является своего рода лакмусовой бумажкой, проявляющей все достоинства и изъяны общества.
Фото: Надежда Рысьева / «Русская планета»
– То есть путем анализа кукол можно проследить разного рода изменения в обществе?
– Конечно. Кукла действительно ярко отражает эстетику и этику общества, его настрой. Куклы XIX века были игрушками, воспитывающими маленькую женщину. Они знакомили девочку с тенденциями моды, эстетикой в целом, учили правильному ведению домашнего хозяйства: как подавать чай, на какие темы вести разговор за столом, как одеваться. Кукла воспитывала девочку определенного статуса. Что примечательно, в 30–50-е годы кукла представляла собой игрушку сравнительно меньшего возраста — выпускались маленькие девочки и младенцы. Проводя параллель между ценностями в обществе и женщиной, делаем вывод, что женщина в это время стала нужна, образно выражаясь, лишь для того, чтобы пеленать и кормить.
– А что можно сказать о современном обществе?
– В 90-е у нас появились куклы Барби, сохранившиеся и сегодня. Они несут посыл развлечений, тусовок, активного образа жизни. Знаете, когда собираешь их в массе, видно чуть ли не погодовое изменение представлений в обществе о функциях женщины, ее назначении. Через анализ разного рода массовых кукол ярко проступает динамика российского, да и любого социума.
– Елена, вы готовы посвятить всю жизнь куклам?
– Менеджер из меня, может быть, и неплохой, но это в разной плоскости с моей настоящей страстью. Меня крайне сложно заставить что-то делать. Другое дело, что то, что я люблю, — делаю до конца. Заставить человека заниматься куклами нельзя, это только по любви.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости