Тайный пафос и унылая культура
Фото из личного архива Дарали Лели

Фото из личного архива Дарали Лели

Писательница и общественный деятель Дарали Лели — о национальной культуре и эпатаже как неотъемлемой части современного искусства

В конце мая стало известно, что удмуртская писательница, общественный деятель, журналист и создатель единственного национального модельного агентства Дарали Лели (творческий псевдоним Алены Петровой) получила престижную для финно-угорского мира премию «Древо мира». Награду размером в 2,5 тыс. евро ежегодно вручает экспертный совет Программы родственных народов Эстонии. Дарали Лели вручили эту премию «за создание и продвижение удмуртской городской молодежной культуры». «Русская планета» побеседовала с Аленой о ее творческих планах, о национальной культуре и о том, чем ей дорог Ижевск.

Поймать Дарали Лели не так-то просто. Мы встретились с Аленой на вокзале, за полтора часа до ее отъезда в Эстонию. Алена ехала туда, чтобы получить премию, а заодно и показать эстонцам написанный по ее сценарию удмуртский фильм «Пузкар» («Гнездо»).

– Поздравляю с тем, что тебя отметили на международном уровне. Ты уже решила, как используешь эти деньги?

– Спасибо. Премия для меня была неожиданной. Потрачу деньги на развитие собственных проектов: на магазин «Дарали лавка» в арт-пространстве «Сахар», на модельное агентство. Еще очень хочется издать бабушкину и мамину книги (Татьяна Чернова и Лидия Чернова — известные удмуртские поэтессы — Примеч. авт.) — все это у нас лежит годами, ждет своего часа. И мой роман тоже готов.

– Но ведь большая форма в удмуртской литературе сейчас крайне непопулярна. Пишут в основном рассказы, повести.

– Сейчас да. А мой роман был написан еще в 2009 году. Я создала его буквально за две недели, находясь под впечатлением от выставки московских художников-концептуалистов в Ижевске. Мы с подругами в то время были студентками, современное искусство нас очень вдохновляло. И художники, конечно (смеется).

– О чем роман? Для кого он?

– Роман про искусство как праздник жизни, про любовь. Он точно не для Союза писателей Удмуртии. Прошло уже 5 лет, и мне кажется, за это время воспиталось новое поколение молодых удмуртов, которые готовы его прочитать и, возможно, даже понять, о чем он. Скажем так: роман для успешной студентки факультета удмуртской филологии — деревенской девушке, приехавшей в Ижевск.

Конечно, тема искусства не всем близка. К тому же, там много личных переживаний, которые понятны только мне и моим близким друзьям. Так что я сомневаюсь, что читатель прочувствует все смысловые тонкости. Просто он поймет этот роман по-другому. Я, конечно, могу все расшифровать, но не знаю, нужно ли это. Зачем кому-то знать, что прототипом какого-то героя послужил мой знакомый?

Название я позаимствовала у художника Петрова–Водкина — «Купание красного коня» (по–удмуртски «Горд ужпиез пылатон» — прим. авт.). Эпиграф взяла из произведения философа Василия Розанова: «Тайный пафос еврея — быть элегантным». Почему — пока не скажу.

– На что сейчас уходят твои силы?

– Все больше времени я провожу в арт-пространстве «Сахар» — мы открыли его в апреле —  в отделе «Дарали лавка». Арт-пространство само по себе не окупается, поэтому есть необходимость частично делать из него магазин. У меня в продаже книги, одежда и, как ни странно, сувениры.

Казалось бы, тема с сувенирами исчерпана. Но она оказывается очень востребованной. Не все, что предлагают, функционально. А я считаю, что сувенир должен быть полезным, а не просто красивым. Так сказать, практическое искусство. Не хочется превращать «Дарали лавку» в очередной центр декоративно-прикладного искусства, где сувениры выполняют только эстетическую функцию.

Много сил отнимает агентство «MADEMOISELLE OUDMOURTE». Я очень люблю этот свой проект, потому что в нем реализую свое понимание красоты и моды.

– А что для тебя мода и красота?

– Это явно не просто высокая ухоженная девушка, которая стоит в элегантной позе и красиво смотрит в камеру. Я для себя давно уяснила: мода — это всегда какой-то контраст, это что-то авангардное, ломающее стереотипы, это эксклюзив. Поэтому я не люблю слащавые фотографии.

– Как появилось агентство?

Агентство постепенно возникало из того, что я организовывала мероприятия, и мне нужны были модели для показа. В какой-то момент мне надоело собирать их по отдельности, и я сказала: с этого дня мы агентство.

Мы не зарегистрированы как юридическое лицо. Слово «агентство» выполняет, скорее, номинативную функцию. К тому же, мы немного зарабатываем — в Ижевске ведь вообще сложно делать деньги посредством модельного бизнеса. Ну, заплатят нам 500 рублей за фотосессию в хороший журнал. А вообще модели, фотограф и визажист работают на безвозмездной основе.

– Правда, что девушки посещают агентство бесплатно?

– Правда. Мне многие говорят: «Алена, научись, наконец, зарабатывать». Но я не могу брать с девочек денег. Только иногда они оплачивают кое-какие разовые мероприятия, например, мастер-классы.

– Как реагирует на вас культурная элита?

– Все реагируют спокойно, у нас и глянца-то нет (за исключением пары журналов), чтобы постоянно себя показывать. Мы более активны в Интернете, там наша аудитория, там люди, которым мы интересны.

Недавно поступило предложение из Парижа — весной собираемся туда поехать, нам обещают интересный показ и культурную программу. Хотят, чтобы мы показали удмуртский народ.

Агентство в первую очередь нужно мне. В последнее время я стала чувствовать себя не столько художником, писателем, сколько культурным менеджером, деятелем.

– Организаторы конкурса «Древо мира» отметили тебя за продвижение городской национальной культуры? Какая она — эта культура?

– Она унылая. Внутри нее очень слабое движение.

– А со стороны кажется, что она бурно развивается…

– По сравнению с другими финно-угорскими культурами — да. Конечно, есть несколько эпицентров — люди, которые занимаются определенной деятельностью и собирают вокруг себя некие сообщества. Но им это финансово необходимо. Вот, например, «Эктоника» (диджеи, которые ездят по всей республике с удмуртскими дискотеками — прим. авт.). Или промо-группа «Юмшан57». Они делают интересные проекты, они популярны.

Недавно мы рассуждали о том, почему нет современного удмуртского искусства. Ответ оказался простым: это не нужно нашему обществу. Поэтому нет и людей, которые этим занимаются. Искусство — отражение общества. Нам, видимо, нечего эпатировать, а эпатаж — неотъемлемый элемент современного искусства.

– По твоим прогнозам, сколько лет осталось жить удмуртскому языку? Специалисты ЮНЕСКО считают, что всего около сотни лет…

– У меня нет боязни за будущее языка и культуры. Все так, как и должно быть. Меня напрягает лишь ситуация с чтением на удмуртском языке. У нас, к сожалению, мало читают и, как следствие, мало говорят. Родители обязательно должны читать своим детям книжки на удмуртском языке. Это — норма.

А еще кто-то должен разговаривать с ребенком на удмуртском. Я часто слышу: «Мы не разрешаем бабушке говорить с внуком на удмуртском». В итоге и бабушка говорит с ним на русском. Что это за лицемерие? У нас дома всегда считалось нормальным общаться на родном языке. В какой-то момент, как и у многих, во мне возникло отрицание всего национального, но потом вернулась к себе. Это совершенно естественно.

Бульварные страсти Далее в рубрике Бульварные страстиНа бульваре Гоголя появится офисный центр, но торговли не будет Читайте в рубрике «Титульная страница» Пропаганда пенсионной реформы, или о чем нельзя говоритьКак ведут себя средства массовой информации России в преддверие нового закона? Пропаганда пенсионной реформы, или о чем нельзя говорить

Комментарии

25 июня 2014, 16:59
Бабушка Дарали - Лидия Чернова
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Расширяйте круг интересов!
Мы пишем об истории, обороне, науке и многом другом. Подписывайтесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»