И как потом с этим жить
Фото: Сергей Бобылев, ИТАР-ТАСС

Фото: Сергей Бобылев, ИТАР-ТАСС

Корреспондент «Русской планеты» выясняла, почему удмуртские студенты разочаровываются в выбранных специальностях

У тысяч выпускников школ, а затем и вузов возникают проблемы с выбором профессии. Получив одну специальность, они работают по другой, а потом все равно страдают от неверного выбора. В итоге многие ненавидят свою работу, а вместе с ней и весь белый свет. Корреспондент «Русской планеты» выясняла, почему так получается и можно ли этого избежать.

Советы мамы и друзей

После школы выпускники берут курс на ближайшее будущее практически наобум. Ответ на вопрос о том, почему они выбрали тот или иной факультет, обычно начинается так: «мама сказала», «за компанию с друзьями», «прошел по баллам ЕГЭ». Стоит ли говорить, что о будущей профессии такие абитуриенты имеют расплывчатые представления. Вот и выходит, что люди несколько лет напрасно «протирают штаны» на лекциях.

Анатолий Галиханов, журналист: «В детстве я грезил работой кассира. Интересы были меркантильными: я был уверен, что все деньги, попавшие в руки кассира, оседают навсегда в его кармане. Потом меня начали манить космические дали, но с этой мечтой пришлось расстаться: родители отвели меня в добровольно-принудительном порядке сначала в художку, а потом в архитектурный класс. На факультет архитектуры я поступил тоже по наставлению папы-архитектора. Первое время меня буквально выворачивало только от одной мысли, что мне придется всю жизнь заниматься этим делом. От скуки я начал ходить в театральный кружок. Там «заболел» музыкой. Я создал свою группу, объездил с ней пол-Европы.

Потом мне захотелось стабильности. Начал искать снова. Вспомнил, что мне всегда легко давалось писать и сочинять. Я пришел в местную редакцию, где меня приняли в ряды журналистов.

Сейчас я понимаю, что мой поиск затянулся по той причине, что я шел на поводу у родителей вместо того, чтобы послушать себя и начать думать своими мозгами. Хотя дело, конечно, не только в этом. В школе у меня и моих сверстников были размазанные представления о том, кем вообще можно стать в жизни. Было бы не плохо, если сегодня в школах появился бы предмет о мире профессий. Эти знания помогли бы сориентироваться школьникам, а потом студентам, если те вдруг поняли, что поступили не туда».

Позднее взросление

Но даже если школьник имеет представления о профессиях, выбрать свою в 16-17 лет ему невероятно сложно. Это одна из причин, почему за рубежом учатся гораздо дольше, чем в России. В заморских странах школьнику дают время повзрослеть и «включить голову».

Луиза Салимова, педагог: «Личность, не сформировавшаяся до конца, не может понять, что ей на самом деле нужно. Тем более что в школе не существует инструментов, которые бы могли помочь ему сделать этот жизненно важный выбор. Вот и мне не хватило времени определиться с будущей профессией. Сначала я думала, что стану дизайнером. Потом поняла, что не смогу рисовать и фантазировать на заказ. Родители настояли на том, чтобы я поступила в техническое учебное заведение. Так я оказалась в Монтажном техникуме, где получила странную для девочки специальность сантехника.

Только по окончании техникума я смогла сделать осознанный выбор. Теперь я учусь на педагога. И мне это безумно нравится».

Продавать не учат

В школах учат физике, химии и еще много чему, но не тому, как и где можно применить эти знания на практике. Ориентирования на профессию практически не существует. Если не считать тестов, которые зачитывают в конце учебного года в 9 и в 11 классах.

Семен Семенов, предприниматель: «У школьников все очень запутано в головах. Редко кто в 16 лет знает, кем он станет в будущем. Так называемая профориентация в школах устарела. Тестов, которые пару раз проводят на занятиях, недостаточно. К окончанию школы я только сумел понять, что мне нравятся иностранные языки. Поступил на факультет удмуртской филологии, где преподавали еще и английский. По окончании вуза я осознал, что не хочу просто учить детей и получать за это копейки. Я записался на курсы предпринимателей. Там мне помогли с идеей до бизнеса. Сейчас у меня свое кафе и театральная студия. Проблема школы и вузов в том, что там не дают экономических знаний, не учат продавать навыки и умения. Выращивают из людей тряпичных кукол, не способных сделать выбор, и жалуются, что они какие-то неактивные».

Минимум практики

Все чаще свежевыпущенные специалисты слышат от своих работодателей: забудьте про то, чему вас учили. А про диплом вообще редко кто спрашивает. К удивлению выпускников, вузовская теория и практика в реальности оказываются далеки друг от друга. Растерянные выпускники закидывают «корочки» в дальний ящик и отправляются на поиски новой профессии.

Елена Соловьева, маркетолог: «В 11 классе я решила, что стану психологом. Начала активно заниматься, посещала подготовительные курсы в университете. И без проблем поступила в выбранный вуз. Только к концу обучения я поняла, что представляет собой моя профессия. Побывав в шкуре психолога, ощутила, как для меня тяжело абстрагироваться от проблем, с которыми ко мне приходят люди. Когда получила корочку, поняла, что хочу освоить еще одну профессию. Решила попробовать себя в роли маркетолога. Получилось. Я убеждена, что вузам стоит пересмотреть свою систему и выводить своих студентов на практику не раз в год, как это чаще всего бывает, а хотя бы раз в полгода. Ведь первое, о чем спрашивает работодатель — это стаж, а не теория».

Работа «по привычке»

В результате по окончании вуза на рынок труда выходят две армии специалистов. Первые считают, что «работать нужно по привычке, только чтобы не думать». А вторые за то, что «жизнь дает три радости: друга, любовь и работу». Такие студенты считают, что если ты еще не нашел себя, то найти нужно обязательно.

Костантин Никитин, актер: «Я решил поступать после 9-го класса, чтобы не оставаться деревне и зацепиться в городе. Родители поставили ультиматум: или ты будешь врачом, или военным. Я подумал, что второе престижнее. И поступил в лицей с кадетским уклоном. Первое время я терпел, а потом начал паниковать: «что же я наделал?» Но бросать обучение не стал, чтобы не расстраивать родителей. Меня спас случай. Я попал в молодежную общественную организацию «Шунды». Вот там и началась веселая жизнь: я пел, танцевал, вел различные мероприятия. А потом мне повезло второй раз: в тот год, когда я оканчивал лицей, начался набор в Щепкинское училище. В Удмуртии объявили кастинг. Меня приняли. 5 лет я познавал работу актера, а теперь работаю в Национальном театре. Я безумно рад тому, что нашел себя. Не смущает даже маленькая зарплата начинающего артиста. Я уверен, что если заниматься любимым делом и быть высококлассным специалистом, можно зарабатывать гораздо больше, чем человек, который выбрал работу не по душе из-за денег, а теперь люто ненавидит ее».

Школа — не камера хранения

Так что же делать, чтобы студенты учились там, где надо?

Михаил Черемных, директор Гуманитарного лицея Ижевска: «Школе нужна срочная перестройка. Прежняя система устарела. Она не учитывает, что все дети разные и что у них разные замыслы и перспективы. Наше образование до сих пор исходит из функции школы как “камеры хранения” детей, пока их родители на работе.

Это приводит к тому, что ребята в 9-м классе даже не начинают задумываться о профессии. А в 11-м не могут выстроить свою образовательную траекторию таким образом, чтобы в дальнейшем состояться в профессиональном плане.

Чтобы этого не происходило, нужно выстраивать старшую школу как старт карьеры. Нужно помочь ученику составить свой будущий образ: кем он будет, какая зарплата его ждет, чем он будет отличаться от конкурентов. Один из механизмов, которым позволяет это сделать эффективно — тьюторство, то есть выстраивание индивидуального маршрута образования подростка, которое сориентировано на карьерное будущее. Знания в этом случае уже не самоцель, а практический инструмент, который можно применить в окружающем мире. Так выбор будущей специальности и, соответственно, вуза становится осознанным.

Но нельзя сказать, что риск работы не по специальности снимается совсем. В вузах должно быть достаточное ресурсное обеспечение образовательной карьерной программы, в том числе совмещение теории и реальной практики в том месте, куда человек стремился попасть со школьной скамьи. Только тогда проблема неосознанного выбора профессии исчезнет».

Лариса Хамзина, педагог-психолог Лицея № 30 Ижевска, член Ассоциации профориентаторов Удмуртии: «Профориентация ребенка — это очень серьезно. Но, к сожалению, в школах ей уделяется мало внимания. Поэтому многие выпускники в растерянности переступают пороги школ, не понимая, что же делать дальше. Чаще всего цель бывает одна: поступить куда-нибудь, а там посмотрим.

Надо признать, что прежние методики ориентирования ученика на будущее устарели. Согласно новому закону об образовании, идет переориентация школ с получения теоретических знаний учеником, на его умение добывать знания самостоятельно и ставить цели. Учителя с этой точки зрения больше не источники информации, а менеджеры, организаторы учебного процесса. Возможности ученика в этом случае расширяются, учитываются его индивидуальные стороны: интересы ребенка, направленность его интеллекта и личностные качества. Такая методика уже показала положительные результаты в нашем лицее.

Профориентация должна измениться еще и по той причине, что постоянно меняется рынок труда. Нужно обсуждать со школьниками изменения на рынке. Иначе мы всегда будем готовить их к профессиям вчерашнего дня».

«Снег перевыполнил все свои нормы» Далее в рубрике «Снег перевыполнил все свои нормы»Корреспондент «Русской планеты» помогала справиться со снежными завалами дворнику, настроенному на философский лад Читайте в рубрике «Титульная страница» Половина россиян потеряет рабочие места до 2020 годаСтоит ли грустить по поводу повышения пенсионного возраста, если работу каждый второй потеряет уже завтра? До чего дошёл прогресс? Разбирался корреспондент РП Половина россиян потеряет рабочие места до 2020 года

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Читайте самое важное в вашей ленте
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»