«На всех памятников не напасешься»
Петр Можаров. Фото: архив музея завода Ижмаш. Кадр телеканала

Петр Можаров. Фото: архив музея завода Ижмаш. Кадр телеканала "Вести.Удмуртия"

Почему в Ижевске не хотят ставить памятник создателю первого советского мотоцикла

В Сочи нашли могилу создателя первого советского мотоцикла Петра Можарова. Искали ее 80 лет. О последнем пристанище гения не знал никто. Однако находка не произвела впечатления ни на чиновников Ижевска, ни на руководство завода, где был создан первый «Иж».

Петр Можаров ушел из жизни в 1934 году в Сочи, где, как выяснилось, и был похоронен. Его место захоронения долгие годы искали и родственники, и сотрудники музея ижевского завода «Ижмаш», на котором инженер Можаров и создал первый советский мотоцикл. Могилу нашли, но сегодня на ней лишь разбитая могильная плита.

Потомственный дворянин Петр Можаров получил классическое образование. В 1910 году поехал учиться в Германию на инженерный факультет Лейпцигского университета. Четыре года спустя вернулся домой, в Тамбовскую губернию. Изобретал уже тогда: построил глиссер, затем аэросани. И наконец, вместе с двоюродными братьями Борисом и Сергеем построил трехместный аэроплан. На всю Россию тогда было всего 250 самолетов.

– Они втроем были очень дружны и любили полихачить, — рассказала РП троюродная правнучка Можарова Виктория Лещук, которая живет в Белгороде. — В семейном архиве есть вырезка из дореволюционной газеты, в которой говорится, что один из них привлечен к административной ответственности за быструю езду. У них, кстати, были первые автомобили в губернии. Когда в 1914 году император Николай II посещал Тамбов, они его возили по городу.

Деревенский аэроплан, рассекающий в небе губернии, принес Петру Можарову первую славу. Его пригласили работать на Тамбовский пороховой завод. В 1924 году, чтобы полнее использовать свои инженерные знания, он переехал в Ижевск, где устроился работать на оружейный завод.

Когда родина озаботилась созданием первого советского мотоцикла, Можарова отправили в командировку в Германию. Оттуда инженер привез детали, двигатели и документацию. На заводе создали мотосекцию, в цехах которой к осени 1929 года под руководством талантливого инженера выпустили первый «Иж». Параллельно этому готовилось еще пять разных моделей.

– В музее завода «Ижмаш» представлены первая и четвертая модель мотоциклов Можарова, — объясняет хранительница музейных фондов Галина Ковалюх. — После 1933 года началось серийное производство. Правда, уже без Можарова.

В 1930 году инженера переводят в Ленинград, чтобы он организовал там мотоциклетное производство. Уже через год на заводе «Красный Октябрь» начался выпуск массового в то время можаровского мотоцикла «Л-300». В 1934 году Петр Можаров поехал на отдых в Сочи. Там его жизнь и прервалась. По одной версии его убили, по другой — он застрелился, чтобы спасти жену и сына от репрессий со стороны Кремля.

– После революции большая семья Можаровых разъехалась, кто куда, — говорит Виктория Лещук. — Петр остался в России, Борис уехал в Германию, Сергей — во Францию, кто-то оказался в Одессе. Потом была война. Семейные связи стали еще меньше. Мы в семье знали, что Петр похоронен в Сочи, но не знали где. Кладбище оказалось вроде как срыто.

Могилу Можарова искали и сотрудники «Ижмаша», но все безрезультатно. Тайна раскрылась совершенно случайно.

Жительница Сочи Ружена Гребенюк гуляла с собакой в парке мемориала воинской Славы. Неожиданно терьер Оскар начал что-то раскапывать. Ружена увидела надгробную плиту, очистила ее, прочитала фамилию.

– В тот момент я подумала, что возможно, этого человека кто-то ищет, — вспоминает Гребенюк. — Зашла в Интернет, и сразу поняла масштаб личности Можарова. Связалась с музеем завода «Ижмаш». Самой тоже хотелось, чтобы история этого неординарного человека получила логическое окончание. Ходила в наш музей, рассказала, какой человек у нас здесь похоронен. Мол, хорошо бы поставить ему памятник. В ответ мне сказали, что в Сочи очень много великих людей похоронено, на всех памятников не напасешься.

Ситуацию с памятником не смог разрешить и директор музея завода «Ижмаш» Алексей Азовский:

– С подачи нашего музея администрация Ижевска написала письмо в администрацию Сочи. Хотели узнать, разрешат ли нам перезахоронить прах Можарова, если его могила будет найдена в Сочи, в нашем городе или как-то поучаствовать в создании памятника. Сочинцы тогда готовились к Олимпиаде, может быть, поэтому их ответ мы получили только через год. И то, это был не ответ, а отписка, в которой не было указано ничего конкретного — мол, так и так, будем думать и решать.

Правнучка инженера Виктория Лещук считает, что о перезахоронении речь идти не может. В Сочи он нашел свое последнее пристанище и не надо тревожить прах. Тем более что Петр Можаров не принадлежит ни конкретному Ижевску, ни Ленинграду. Он столько сделал для своей страны, что только ей и принадлежит. При этом благодарности от родины родственники не ждут.

– Семья готова установить памятник Петру Можарову, помощи не просим, — уверяет Виктория Лещук. — Там проблема с разрешительными документами, все-таки — это Аллея Славы мемориала. Красивое и светлое место. Я постоянно общаюсь с байкерами и Сочи, и Ижевска. Они, конечно, знают имя моего прадеда, благодарны ему за то, что он сделал. А вопрос о памятнике они никогда не поднимали. Да и откуда у байкеров такие средства?

Между тем цена вопроса не такая уж и большая. Стандартная гранитная плита 70 на 180 см с подставкой, цветочницей и, соответственно, установкой обойдется заказчику в 80 тысяч рублей, как узнал корреспондент «Русской планеты», позвонив в одно из сочинских похоронных бюро.

Казалось бы «Ижмаш» — завод, на котором создан первый советский мотоцикл, мог бы тоже поучаствовать в благородном деле.

– Производство мотоциклов «Иж» было остановлено в 2008 году, — объяснил директор музея завода Алексей Азовский. — Теперь «Ижмаш» стал концерном «Калашников». Новые владельцы к мотоциклам отношения не имеют. Другими вещами занимаются. Они купили завод, но не его историю.

В приемной гендиректора концерна секретарь, посовещавшись с помощником, сообщила, что звонить надо в московский офис, ничего не ответив по поводу возможных намерений руководства ижевского завода увековечить память легендарного конструктора: вопрос просто не обсуждался. Руководитель пресс-службы Екатерина Никифорова попросила выслать вопрос по электронной почте, а затем и вовсе не стала отвечать на телефонные звонки.

Информатора статья исправит Далее в рубрике Информатора статья исправитПравительство обсуждает введение уголовной ответственности за передачу сведений об умерших в ритуальные компании Читайте в рубрике «Титульная страница» Пропаганда пенсионной реформы, или о чем нельзя говоритьКак ведут себя средства массовой информации России в преддверие нового закона? Пропаганда пенсионной реформы, или о чем нельзя говорить

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Расширяйте круг интересов!
Мы пишем об истории, обороне, науке и многом другом. Подписывайтесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»