«Простое, обыденное слово “йырси”»
Фото из личного архива Петра Захарова

Фото из личного архива Петра Захарова

Писатель Петр Захаров — о мифопоэтическом удмуртском языке и о том, когда ждать прорыва национальной литературы

Петр Захаров — поэт, драматург и прозаик, главный редактор удмуртского молодежного журнала «Инвожо» — возглавил Союз писателей Удмуртии в октябре прошлого года. «Русской планете» он рассказывает о проблемах и перспективах современной удмуртской литературы, а также об особом мифопоэтическом удмуртском языке.

– Петр Михайлович, как можно охарактеризовать современное состояние удмуртской литературы?

Прежде всего, нужно определить, что такое удмуртская литература. Это литература только на удмуртском языке или вся литература, которая создается в Удмуртии? В любом случае, если говорить об удмуртской литературе в самом широком смысле, сейчас период кажущегося затишья. Я знаю, многие писатели работают. Но к выходу в свет их произведения, по всей видимости, еще не готовы. Или писатели ждут подходящего момента и определенного контекста, чтобы предстать во всей красе, но позже, или дело во времени, которое ставит новые задачи и высвечивает некоторые огрехи в этих произведениях.

Сейчас все очень быстро меняется — время такое. Сотовые телефоны, компьютеры, интернет, социальные сети — и мы уже путаем миры. Некоторые вообще не выходят из виртуального мира. В свою очередь, это дает огромный объем материала, который и разрабатывают писатели.

У нас сейчас затишье перед бурей. Если честно, я думаю, в ближайшие 10 лет стоит ждать очередного прорыва удмуртской литературы. Тем более что он уже напрашивается — в последний раз новые течения были еще в 1990-е годы.

– Вы имеете в виду этнофутуризм? (Этнофутуризм (от греческого ethnos — «народ, племя» и латинского futurum — «будущее») — идейно-мировоззренческая система, которая строится на синтезе традиционной и авангардной культур. Главная идея этнофутуризма заключается в том, чтобы вызвать к жизни этническую культуру, актуализировать народное искусство, поместив его в условия современности. В эстетике этнофутуризма написаны поэтические сборники Петра Захарова «Вож выж» (2001), Алексея Арзамасова «Инкуае» (2004), роман Сергея Матвеева «Чорыглэсь лушкам кылбуранъёс» (2005), — Примеч. авт)

– Да, назовем это так. Не все критики признают справедливость этого термина: понятие возникло с подачи эстонцев, и кто-то считает, что эстонцы просто пошутили, а в России восприняли эту шутку всерьез. Еще говорят, что 90-е не ознаменовали новое направление в литературе, а лишь завершили уход от искусства соцреализма. Наверняка литературоведение более точно охарактеризует этот период, но позже.

Тем не менее, тогда, в 90-е, прослеживалось четкое сочетание авангардизма с одной стороны и мифологического сознания — с другой. Старое содержание в новой форме. Провозгласив себя этнофутуристами, мы фактически прорубили окно в Европу. О себе могу с уверенностью сказать, что я сильно изменился после поездки в Европу. Вместо гниющего западного капитализма, о котором нам говорили при СССР, мы увидели прекрасные страны, где было все по-иному, чистые улицы, прекрасную архитектуру и высокую культуру, в которой было принято любить человека, уважать его интеллект и религиозную принадлежность.

Но сейчас становится понятно, что этнофутуризм был действительно искусственно насажденной концепцией. Он в некотором смысле усыпил бдительность молодых удмуртских писателей и художников, я думаю, в результате мы что-то потеряли, потому что модное направление заставляло играть по своим четким правилам, войти в определенную колею. Некоторые до сих пор с нее не свернули. В теории этнофутуризм оказался привлекательнее, чем на практике.

Но нельзя работать на стыке двух направлений. Этника в искусстве и так самодостаточна. Этническая составляющая завораживает тогда, когда она живет на своих парусах, своем океане и своих ветрах. Да и постмодернизм требует особой логики. То, что на стыке, не совсем понятно, но красиво. Например двуязычные стихотворения молодого удмуртского поэта Богдана Анфиногенова.

Фото: Юрий Белинский/ ТАСС

Из-за этнофутуризма молодая литература 1990-х годов отошла от очень нужных классических направлений: исчезли поэты-песенники, поэты-барды, поэтому песни, которые мы слышим сегодня, ужасно непрофессиональные. Сильно пострадали детская поэзия, детская проза, детская драматургия, которые по уровню развития остались где-то в 1970-х. Исчезла литература для подростков.

– Что изменилось в литературе за последние годы?

Если в те же 90-е был расцвет публицистики и журналистики, люди искали правду и хотели создавать общество, в котором живут, то сейчас журналистика, а за ней и литература строятся, прежде всего, на экспрессии. Главное средство воздействия на читателя сегодня — эпатаж, и литература тоже подчиняется этому правилу.

Скажем, посредством чудовищно безнравственных мыслеформ, псевдопоступков героев произведений Владимира Сорокина к читателю возвращается утерянная нравственность. Другое дело, что эпатаж подобной силы в современной удмуртской литературе мы пока не видим. Нет «пощечины общественному вкусу». Я бы, например, не стал называть провокационными произведения молодых, которые пишут на русском языке, вплетая в текст удмуртские слова, и наоборот. Подобное было придумано давно: народные песни, сатирическая литература. Лично я не сторонник подобной литературы. Я не считаю, что это сохраняет и развивает удмуртский язык.

Но такая литература тоже имеет право на существование, ее можно подогнать под этнофутуризм или еще под какие-либо красивые теории.

Вообще, как мне кажется, литература Удмуртии развивается по сценарию русской. Так же, как и в общероссийской тенденции, у нас есть русскоязычные писатели в жанре фантастики и фэнтези, причем довольно популярные, их книги выходят в столичных издательствах. Надо отдать должное молодым: у них огромный интерес к поэзии, причем к интеллектуальной и нравственной. В новой литературе Удмуртии появились своеобразные формы, способы подачи материала. В этой области мне интересны поэты Михаил Федотов, Энвиль Касимов, Лариса Орехова, Алексей Арзамазов, Олег Совин. Это хорошая литература.

– Есть ли идейное противостояние между молодыми и зрелыми удмуртскими писателями, между идейными течениями?

– Явного противостояния, конечно, нет. Дело в том, что и начинающих, и опытных писателей качает из стороны в сторону. Писатель, который не меняется — это мертвый писатель, а при жизни все подвержены переменам. Удмуртскую литературу можно представить как сообщающиеся сосуды. В одном сосуде реакционная литература, в другом — авангардная. В зависимости от времени давление на содержимое этих сосудов различно. В итоге часть жидкости перетекает из одного сосуда в другой. Так же и с литературой. Если какому-то направлению уделяется слишком много внимания, происходит движение в другой сосуд. И этот процесс не прекращается, разве что замедляется.

Старая литература исчезает: ушли из жизни Петр Чернов, Владимир Самсонов, Алексей Ермолаев, Егор Загребин, Кирилл Ломагин, Гай Сабитов, Герман Ходырев, Николай Байтеряков, Зоя Богомолова, Олег Поскребышев, Петр Поздеев и многие другие. Поэтому на освободившиеся места претендуют те, кто раньше отождествлял себя с прогрессивной литературой.

– Как обстоят дела с драматургией? Если судить по национальному театру, складывается ощущение, что есть один-единственный штатный драматург и только ему доверено писать пьесы, а войти в театр со стороны очень сложно.

– В литературно-художественном журнале «Урал», который издается в Екатеринбурге, главным редактором работает Олег Богаев — драматург, один из учеников Николая Коляды. Ученики Коляды сегодня пишут для всей России. А у нас в Удмуртии никогда не было драматургической школы — ни формальной, ни неформальной. И никогда не было конкретной, современной драматургии, поэтому режиссеры обращаются к писателям с просьбой написать на свободную тему — «что-нибудь».

Наш театр как будто живет не сегодняшним днем и не знает, что сейчас время заказов. В итоге там ставят старые пьесы или инсценируют прозу и жалуются на то, что современной драматургии нет. Но это беда театра, а не драматургии, потому что драматургов тоже надо готовить, как было, например, в 1930-е годы с Игнатием Гавриловым, который выучился в ГИТИСе и пьесы которого до сих пор ставятся в театре.

Сколько человек состоит в удмуртском отделении Союза писателей России? По некоторым данным, в Удмуртии действует одно из крупнейших региональных писательских объединений.

– 100 человек. Это большая цифра. Нужно понимать, что среди этих 100 человек далеко не все пишут на удмуртском языке. А тем, кто пишет, крупно повезло: удмуртский язык совершенно особенный, мифопоэтический. Например простое, обыденное слово «йырси» (в переводе с удмуртского — «волос») происходит от «йыр» (голова) и «си» (луч солнца). Значит, волосы у удмуртов — это лучи, исходящие от головы. Ничего не нужно сочинять, удмуртский язык настолько метафоризирован, что не нуждается в дополнительных средствах художественной выразительности. Задача литературы — раскрыть эти метафоры, актуализировать некогда заложенные нашими предками смыслы.

В чем вы видите главную функцию Союза писателей Удмуртии?

– Сложность состоит в том, что союз не финансируется, поэтому возможности ограничены. Но мне как председателю хотелось бы в первую очередь наладить контакты писателей и общества. Союз писателей в идеале может по-новому сформироваться как профессиональный союз, взаимодействовать с масс-медиа, заявлять о себе, встречаться с людьми. Но ни в коем случае не заниматься воспитанием авторов — литературный процесс не должен загоняться в рамки какого бы то ни было профессионального объединения.

Здесь молились Кылдысину Далее в рубрике Здесь молились КылдысинуКак туристов знакомят с настоящей Удмуртией Читайте в рубрике «Титульная страница» Половина россиян потеряет рабочие места до 2020 годаСтоит ли грустить по поводу повышения пенсионного возраста, если работу каждый второй потеряет уже завтра? До чего дошёл прогресс? Разбирался корреспондент РП Половина россиян потеряет рабочие места до 2020 года

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях. Только экспертный взгляд на события
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»