«Игрушки, воспитывающие маленькую женщину»
Фото: Надежда Рысьева / «Русская планета»

Фото: Надежда Рысьева / «Русская планета»

Специалист по авторской кукле рассказала, как следит за изменениями в обществе

Страстный ценитель авторской художественной куклы Елена Лебедева стала первооткрывателем кукольного искусства в Удмуртии. Сегодня работы художницы украшают частные коллекции российских и зарубежных ценителей. Кроме того, ее имя вошло во второй том книги «Самые красивые куклы мира», на страницах которой рассказывается о лучших создателях авторских кукол со всего света. Автор и координатор международного проекта «Куклы музея» Елена Лебедева рассказала «Русской планете» об атмосфере в семье великого композитора П. И. Чайковского, способствовавшей становлению его таланта, о современной игровой кукле как отражении настроений социума и о том, почему Удмуртия не менее экзотична, чем земли племен майя.

Лохматые 90-е

Мастерская Елены находится в одной из комнат обычной ижевской квартиры. Именно здесь, в светлом, просторном помещении автор создает свои удивительные шедевры. На полу у окна сохнут формы кукол для нового проекта, рядом стоит современная печь для обжига фарфора, в углу — новые изделия.

– Существует мнение, будто все кукольники в куклы играют, — смеется Елена. — Полный абсурд. Исходя из этой логики, в строители идут бездомные, в повара — голодные. У меня было прекрасное детство, полно всяких игрушек. Мое увлечение куклами не игра — скорее работа, любовь, призвание.

Авторская кукольная история России началась с конца 90-х годов. Словно подчинившись общему импульсу, многие взялись за создание кукол. Открылась галерея «Вахтановъ» Ирины Мызиной, где начали экспонироваться авторские, коллекционные куклы лучших художников мира. Тогда пришла в кукольный мир и Елена Лебедева.

– Много лет я занималась рекламой, но реклама — дело молодых. Когда в компанию приходит «толстая тетка» сорока лет с любой, даже самой интересной концепцией, все думают, что ничего путного она не предложит.

– Странное мнение.

– Да, но проблема существует. В тот момент пришло осознание того, что пора меняться. В лохматых 90-х я действительно нашла дело всей жизни. Когда я ездила в Москву на выставку рекламы, в соседнем павильоне случайно обнаружила итальянскую экспозицию. Среди различных прелестных вещей, которых в советской жизни не было, я увидела авторские изящные фарфоровые куклы в костюмах итальянских провинций. Какой у меня был шок. «Невероятные и невозможные», — подумала я тогда. Затем кое-какое время искала информацию о куклах, года 3–4 покупала их. И остановилась, твердо решив изготавливать их.

Последние лет десять мы работаем с дочерью. В итоге она из начинающего мастера, маленькой девочки выросла в профессионала. Я собираю куклу, отшиваю костюм, а вышивкой, кружевами, бисером занимается она, я не парюсь по этому поводу.

Петя Чайковский

Хранить готовые куклы дома Елена не любит. По стечению обстоятельств, три куклы остались из прошлого проекта:

– Я художник, профессионал, который зарабатывает созданием кукол. С удовольствием отдаю куклы, радуюсь, когда в новом доме они начинают жить своей интересной жизнью, — рассказывает собеседница, показывая Снегурочку и Деда Мороза.

Эти оставшиеся куклы — часть проекта, посвященного творчеству великого композитора Петра Ильича Чайковского. Проект «Музыкальный вечер в доме Чайковских» был создан художницами в честь 200-летия со дня рождения матери композитора П. Чайковского — Александры Андреевны. Благодаря их труду и желанию, скрупулезно, до мельчайших деталей была воссоздана атмосфера дома Чайковских.

Елена Лебедева. Фото: Надежда Рысьева / «Русская планета»

– Маленький мальчик Петя Чайковский. Все, что он унес во взрослую жизнь, зародилось и впиталось им в детстве. К слову, дом Чайковских в Воткинске был своеобразным культурным центром, собирающим образованных, продвинутых людей Воткинска, гостей из столицы. Музыкальный вечер, показанный на выставке, — наверное, единственное статусное мероприятие, на котором был виден социальный срез общества. Среди персонажей — гувернантка Петра Ильича — Фанни Дюрбах, старшая сестра — Зинаида Ильинична, крестная мать Чайковского, конечно, отец Илья Петрович и мать Александра Андреевна. Куклы, изображающей самого Петра Ильича, в проекте нет, потому что тогда ему было всего четыре.

– Что вас заставило остановиться именно на этих персонажах из окружения Петра Ильича?

– Мы выбрали данных персонажей, чтобы показать людей разного статуса, звания, социальной принадлежности и так далее. Из собранной информации взяли наиболее характерные, интересные детали из костюмов и свели их в коллекционную вещь. Главное, здесь показаны люди, которые любили и воспитывали маленького Петра, создавая необходимую творческую атмосферу. Чуть больше года, а именно 368 дней, ушло на создание всех экспонатов выставки. В среднем одна кукла делается месяц. Поскольку это коллекция, то к ней требования особые: сначала сделали модели, затем формы, тела, далее парики и одежда. Когда мы начали разбираться, выяснилось столько удивительных вещей, которые сегодня по разным причинам забыты. Время летит, многое переходит в плоскость истории и незаслуженно забывается.

Сокровенная мечта

У Елены есть сокровенная мечта. Несколько лет она раздумывает об открытии музея современной игровой куклы. Основа экспозиции — тысяча кукол одного столетия (с 1915 по 2015 год).

– В общем-то, начало положено: есть небольшая коллекция современной игровой куклы в 50–60 экземпляров, но нет помещения (какие-то несчастные 100 м2) и финансирования, — признается автор кукол. — Почему именно массовые изделия разных годов? Потому что со временем меняется эстетическое представление людей. Объект эстетики — это отражение, причем не моды, а социального настроения. Именно в этом плане интересна тиражная кукла повседневного спроса, которая является своего рода лакмусовой бумажкой, проявляющей все достоинства и изъяны общества.

Фото: Надежда Рысьева / «Русская планета»

– То есть путем анализа кукол можно проследить разного рода изменения в обществе?

Конечно. Кукла действительно ярко отражает эстетику и этику общества, его настрой. Куклы XIX века были игрушками, воспитывающими маленькую женщину. Они знакомили девочку с тенденциями моды, эстетикой в целом, учили правильному ведению домашнего хозяйства: как подавать чай, на какие темы вести разговор за столом, как одеваться. Кукла воспитывала девочку определенного статуса. Что примечательно, в 30–50-е годы кукла представляла собой игрушку сравнительно меньшего возраста — выпускались маленькие девочки и младенцы. Проводя параллель между ценностями в обществе и женщиной, делаем вывод, что женщина в это время стала нужна, образно выражаясь, лишь для того, чтобы пеленать и кормить.

– А что можно сказать о современном обществе?

– В 90-е у нас появились куклы Барби, сохранившиеся и сегодня. Они несут посыл развлечений, тусовок, активного образа жизни. Знаете, когда собираешь их в массе, видно чуть ли не погодовое изменение представлений в обществе о функциях женщины, ее назначении. Через анализ разного рода массовых кукол ярко проступает динамика российского, да и любого социума.

– Елена, вы готовы посвятить всю жизнь куклам?

– Менеджер из меня, может быть, и неплохой, но это в разной плоскости с моей настоящей страстью. Меня крайне сложно заставить что-то делать. Другое дело, что то, что я люблю, — делаю до конца. Заставить человека заниматься куклами нельзя, это только по любви.

Читайте в рубрике «Титульная страница» Половина россиян потеряет рабочие места до 2020 годаСтоит ли грустить по поводу повышения пенсионного возраста, если работу каждый второй потеряет уже завтра? До чего дошёл прогресс? Разбирался корреспондент РП Половина россиян потеряет рабочие места до 2020 года

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте статьи экспертов
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»